12 августа 1831 года родилась Елена Блаватская, основательница теософии.
Личное дело
Елена Петровна Блаватская (1831—1891) родилась в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в дворянской семье. Ее отец Петр Алексеевич был офицером конной артиллерии и принадлежал к обрусевшему немецкому роду Ган (von Hahn), мать Елена Андреевна происходила из семьи князей Долгоруковых, была писательницей, имевшей славу «русской Жорж Санд». После смерти матери от чахотки детей забрал на воспитание их дедушка — саратовский губернатор Андрей Фадеев. В 18 лет Елена, желая обрести независимость, вышла замуж за вице-губернатора Еревана 60-летнего Никифора Блаватского. Через три месяца после свадьбы сбежала от мужа и вернулась к родне, откуда отправилась путешествовать по Западной Европе, Сирии и Египту, Северной Америке, Индии и Центральной Азии. Свои путевые впечатления описывала в журнальных статьях, отличающихся, по замечанию авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона», «необыкновенным богатством фантазии и необычайностью приключений». Увлеклась мистическими учениями Востока. Несколько раз была в Тибете.
В 1873 году переехала в США, где в 1875 году вместе с английским полковником Генри Олькоттом основала «теософическое общество», целью которого стали: 1) образование ядра всечеловеческого братства без различия пола, национальности и религии; 2) изучение всех древних философских и религиозных учений для доказательства их единства; 3) изучение необъяснимого в природе и развитие сверхчувственных сил человека.
В 1879 году Блаватская вместе с Олькоттом отбыли в Бомбей, в Индию. В 1882 году в Адьяре, неподалеку от Мадраса, ими была создана штаб-квартира Теософского общества. По воспоминаниям о пребывании в Индии Блаватская написала книгу «Из пещер и дебрей Индостана». Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом «Радда-Бай» и впервые появившихся в российской газете «Московские ведомости».
В 1884 году Блаватская была обвинена индийскими СМИ в шарлатанстве и мошенничестве и вскоре после этого покинула Индию вследствие ухудшившегося здоровья. Окончательно обосновалась в Лондоне, где распространяла свои идеи через лондонские и парижские журналы и занялась написанием книг. В этот период были написаны работы «Тайная доктрина», «Голос безмолвия» и «Ключ к теософии». Скончалась в Лондоне 8 мая 1891 года от осложнений после гриппа.
Чем знаменита
Основательница теософии — учения, утверждающего тождество различных религиозных символов и наличие единой первоосновы у всех религий. Блаватская была президентом теософического общества и считалась среди своих почитателей человеком, избранным для откровений.
Теософия отрицает существование антропоморфного бога-творца и утверждает, что в основе происхождения мира лежит некая первопричина или Абсолют. Человек и все, что существует во Вселенной, несет в себе частицу этой первопричины.
Учение Блаватской опирается на буддизм, индуизм и брахманизм. Человеческое существо, согласно ее воззрениям, состоит из трех тел: физического, астрального и ментального. Главной целью последователей теософии должно стать понимание высших нравственных истин и следование им. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Сама она называла себя не творцом учения, а лишь проводником Высших Сил, от которых и получила все теософские истины и откровения.
О чем надо знать
Существует теория, согласно которой оккультные идеи Блаватской (в первую очередь, о расах и мистике природы), легли в основу оккультных учений германских авторов, которые, в свою очередь, оказали влияние на формирование идеологии Третьего рейха.
Поддерживающие данную теорию авторы, однако, считают, что теософские идеи Блаватской сами по себе не были нацистскими. Они были соединены в ариософских учениях начала XX века с националистическими, нацистскими, расистскими и антисемитскими воззрениями немецких авторов, и именно этот сплав идей, а не сами по себе теософские теории, лег в основу идеологии Гитлера.
Прямая речь
«Женщина находит свое счастье в приобретении сверхъестественных сил, а любовь является только дурным сном, бредом», — писала Блаватская после побега от первого мужа.
«Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У нее были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу», — писал биограф Блаватской Борис Цырков.
«Спрашивающий. Теософию и ее учения часто называют новомодной религией. Религия ли это?
Теософ. Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.
Спрашивающий. Каков истинный смысл этого термина?
Теософ. Это "Божественная Мудрость" или мудрость богов. Слово teos по-гречески означает "бог", одно из божественных существ, но, конечно же, не "Бог" том смысле, какой ему придают в наши дни. Следовательно, это не "мудрость Бога", как переводят некоторые, а божественная мудрость — такая, какой обладают боги. Этому термину много тысяч лет» — из книги «Ключ к теософии».
«В сочинениях, как и в жизни Блаватской, трудно провести границу, где кончается сознательный или бессознательный обман и самообман, и начинаются искреннее увлечение мистикой или простое шарлатанство», — из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона».
7 фактов о Елене Блаватской
Статья о Елене Блаватской в Википедии
Книги, статьи и деятельность Е. П. Блаватской на странице поклонников теософии