22 мая 1935 года родился Иван Чуйков, художник-концептуалист
Личное дело
Иван Семёнович Чуйков (83 года) родился в Москве в семье известного художника Семена Чуйкова и его жены, также художницы, Евгении Малеиной. Отец - академик живописи, классик соцреализма, народный художник СССР и лауреат двух Сталинских премий, известен как автор картины «Дочь советской Киргизии», которая долгое время была одной из иллюстраций учебника родной речи.
Иван с детства был погружен в особую среду художников, но большого интереса к рисованию у него в то время не было. Он даже воспротивился желанию родителей отдать его в художественную школу. Однако позднее передумал, не желая упустить такую возможность.
Учился в привилегированной Московской средней художественной школе, которую окончил в 1954 году. После школы поступил в Московский государственный художественный институт им. Сурикова.
Окончив институт в 1960 году, Чуйков по распределению попросился на Дальний Восток. В 1960-1962 годах преподавал во Владивостокском художественном училище, где, по его собственным словам, «поварился пару лет в мерзкой каше собственной манерности».
Вернувшись в Москву, устроился на работу в Заочный народный университет искусств, где обучал живописи по переписке. «Они присылают работы, а ты им — советы по почте. Рубль двадцать консультация. "Попробуйте натюрморт поставить не такой, а такой". Это вызывало жуткую фрустрацию. У нас в наивном искусстве были звезды масштаба Пиросмани. Пытаешься их вести в этом направлении, но ведь вся мощная пресса, все выставки, все вокруг против тебя. На одной чаше весов твои советы, а на другой — вся советская страна... И видишь, как на глазах они начинают скучнеть, не выдерживают давления соцреализма», - вспоминал Чуйков.
После он работал в Художественном комбинате, где рисовал пейзажные задники для сельских клубов.
Первый раз работа Чуйкова была показана публике на выставке молодых художников в Академии художеств в 1957 году, во время 7-го Всемирного Фестиваля Молодежи в Москве.
В 1968 году Иван Чуйков стал членом Союза художников СССР, но в самом конце 1960-х годов сжег практически все свои живописные работы, выбрав для себя путь неофициального искусства.
«Болезненно проходил процесс. В какой-то момент мне все, что я делал, вдруг стало глубоко неприятно. И многие работы я просто уничтожил. Что-то осталось, но я их не показываю. Я сейчас даже к институтским своим работам благожелательней отношусь, они честнее. А там — что-то такое манерное было, что меня очень раздражало. И я от этого кардинально и резко отказался, и этот отказ стал для меня таким выходом к свободе», - признавался впоследствии художник. Он решил, что «краска должна быть прямо из банки и цвет — элементарный».
Отталкиваясь от афоризма Леона Баттисты Альберти, что «картина есть окно в мир», Чуйков, начиная с 1967 года, создает серию «Окна» – живопись в реальных оконных переплетах, где пишется условный «пейзаж за окном».
«Тогда для меня было главным – соединение некоей иллюзии с реальностью. Иллюзией была материальная вещь – окно, которое как бы приглашало войти внутрь. А живопись при этом была не иллюзорной, а наоборот – либо это чужая узнаваемая картина, либо наглая, непрозрачная, плакатная раскраска» – рассказывал художник. Темой соединения реальности и иллюзии Иван Чуйков занимается на протяжении всей дальнейшей творческой деятельности.
Поначалу картины нигде не выставлялись. Чуйков писал их, что называется, «в стол», показывая только знакомым. В 1971 году Наталия Яблонская привела к нему Дмитрия Пригова и Бориса Орлова. С этого знакомства началось вхождение Чуйкова в группу представителей московского концептуализма — литературно-художественного направления постмодернизма.
Был участником объединения художников «Сретенский бульвар».
В 1976 году Чуйков создает серию «Далекое и близкое» — дневниковые описания воображаемых картин разнообразных жанров, где записи делались чернилами двух цветов: красными (для «близкого») и синими (для «далекого»). «Пуристическая вербальность "Далекого и близкого" была едва ли не первым в Москве примером "настоящего", сведенного к "голому" тексту концептуализма», - отмечает журналист Анна Толстова.
Впервые работы художника зрители смогли увидеть на состоявшейся в том же 1976 году неофициальной групповой выставке в мастерской Леонида Сокова. «До сих пор я вспоминаю об этом с ощущением счастья, хотя у меня в жизни много было выставок», - признается Чуйков.
В следующем году несколько его работ были показаны на первой выставке советского неофициального искусства на биеннале в Венеции. Из-за невозможности вывезти оригиналы из СССР, выставка по большей части состояла из постеров — фотографий работ, выполненных в реальном размере.
Еще одна коллективная выставка прошла в Горкоме графиков в начале 1979 года. «Многие художники тогда вылезли из подполья (те, кто ни разу не выставлялся). Кабаков в первый раз там выставился, Пивоваров, Гороховский. У меня там была серия работ», - вспоминал Чуйков.
После этого довольно долго художник не выставлялся. Участником крупных союзных и международных выставок он становится только с началом Перестройки. Тогда же Чуйков получил возможность открыто продавать свои работы иностранцам.
В конце 1980-х годов Запад переживал волну острого интереса к СССР и к советскому культурному андеграунду в частности. На волне этого интереса после открытия границ уехали за рубеж многие представители московского концептуализма, в том числе художники Илья Кабаков, Эрик Булатов, Вадим Захаров. Переехал и Иван Чуйков – он обосновался в Германии.
Последние годы Чуйков занимается исследованием «теории отражения» в свете изменившихся реалий сегодняшнего дня. C помощью реди-мейда, компьютерных технологий и живописных практик он продолжает анализировать природу взаимодействия изобразительного искусства с реальностью.
В настоящее время художник живет и работает на две страны – половину времени проводит в Кельне, половину – в Москве. Тесно сотрудничает с галереей «Риджина» – одной из первых частных галерей столицы.
Чем знаменит
Ивана Чуйкова называют классиком московского концептуализма, ярким представителем русского пост-авангарда. Его работы находятся в собраниях Базельского музея современного искусства, Кунст Хале (г. Киль), Гамбургском музее современного искусства, Центре Помпиду в Париже, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее и т. д.
Главная тема творчества Чуйкова – относительность и условность любого изображения. Много лет художник исследует проблему столкновения иллюзии и реальности в картине. Фрагменты — ключевой мотив в творчестве Чуйкова: он соединяет в своих картинах и инсталляциях части изображений, относящихся к разным мирам. В одной работе могут встретиться фрагменты классической картины, импрессионистического пейзажа и советского плаката.
Теме условности и неадекватности реальности посвящена и инсталляция «Теория отражения», которая представляет несколько видов переноса традиционного натюрморта (бутылка, бокал и яблоко) из реальности в мир отражений. Предметы изображены на холсте, отражены в зеркале, поставлены за стекло, а также нарисованы на зеркале и на школьной доске.
О чем надо знать
Несколько работ Ивана Чуйкова были проданы на знаменитом аукционе Sotheby's, который состоялся в Москве 7 июля 1988 года.
Эти торги стали поворотным моментом не только в истории русского современного искусства, но и в судьбах многих художников.
Акция, задуманная председателем Европейского отделения аукционного дома Симоном Де Пюри для популяризации на западе русского искусства, дала неожиданный результат. Аукцион превратился в событие международного масштаба, радикально изменив положение современного искусства в СССР и отношение к нему в остальном мире. Аукцион стал самым успешным за всю историю русских торгов - он собрал более 2 млн фунтов стерлингов, все лоты были проданы, что является редкостью в аукционном мире.
По мнению исследователей, в этот момент произошло признание в СССР неофициального искусства и уравнивание его в правах с официальным.
Прямая речь
О постмодернизме: «Любимая цитата из старой статьи Хайма Сокола: "Как настоящий постмодернист, коим Иван Чуйков себя открыто признает, он является пограничным художником, находящимся в едином культурном настоящем от эпохи Возрождения до наших дней". Любима она не потому, что сказано точно, и не потому, что для Сокола постмодернизм не является синонимом цинизма, надувательства или "дождливой погоды". Цитата примечательна торжественным пассажем "коим он себя открыто признает". Открыто признать себя постмодернистом — все равно что признаться в тайном пороке».
О стилях живописи: «По убеждению Ивана Чуйкова, ни один из существующих стилей не имеет первенствующего значения — все они друг друга стоят перед лицом того факта, что реальность в принципе не выразима».
Журналист Анна Толстова об Иване Чуйкове: «К нему, сынку академика, в андерграунде поначалу отнеслись настороженно — первые шаги в новом направлении он делал в одиночестве. И неожиданно вышел на нехоженую дорогу существующего поверх барьеров и железных занавесов современного искусства — такого, каким в Москве в ту пору никто не занимался. Его "окна" легко представить себе в музее ранга MoMA или Помпиду. Не как свидетельства эстетического диссидентства эпохи развитого застоя в одной отдельно взятой стране, а как вполне равноправные по отношению ко всему окружающему эту страну миру произведения эпохи, когда живопись превращалась в инсталляцию, искусство — в современное искусство, а искусствоведение — в visual studies».
7 фактов об Иване Чуйкове
Материалы об Иване Чуйкове
Побег из живописи. «Коммерсантъ», 16.11.2010.
Иван Чуйков: «Мы видим мир так, как нас научили художники»
Чуйков Иван в проекте «Art узел»
Иван Чуйков: «Красота — это самым простым и коротким путем решенная задача»
Статья об Иване Чуйкове в Википедии