будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 5, 2025
Человек дня

Мемория. Леонид Утесов

Мемория. Леонид Утесов
utt600-450
Леонид Утесов. Источник: yotube.com

21 марта 1895 года родился певец Леонид Утесов.

 

Личное дело

Леонид Осипович Утесов (Лазарь Иосифович Вайсбейн; 1895–1982) родился в Одессе в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта. Учился в одесском коммерческом училище Файга, параллельно брал уроки игры на скрипке.

Некоторое время выступал в бродячем цирке борца Ивана Бороданова в качестве гимнаста. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр; тогда же появился и псевдоним, под которым он прославился. До революции 1917 года играл в ряде театров – Большом и Малом Ришельевских, Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр «Мозаика».

Победив в 1917 году в конкурсе куплетистов в Гомеле, Утесов перебирается в Москву, где начинает выступать в саду «Эрмитаж». С 1919 года начинается его кинокарьера (адвокат Зарудный в фильме «Лейтенант Шмидт – борец за свободу»); параллельно Утесов выступает как на эстраде, так и в различных театрах Москвы (Театр революционной сатиры, Театр музыкальной комедии, оперетта «Славянский базар»), Ленинграда, куда он переехал в 1922-м (Театр Сатиры, Свободный театр, оперетта «Палас-театр»), и Риги.

Резкий поворот в творчестве Утесова произошел после туристической поездки в Париж в 1928 году – там он впервые услышал джазовый оркестр, которым руководил Тед Льюис. Коллектив поразил артиста тем, что он сам назвал «театрализацией» – поэтому и созданный им по возвращении в Ленинград оркестр первоначально назывался «Теа-джаз» (позднее Государственный джаз-оркестр РСФСР, Государственный эстрадный оркестр РСФСР). Первое выступление его состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра и имело большой успех. С этого момента Утесов фактически сменил профессию, став руководителем джаз-оркестра (в первый год он разделял эти обязанности с трубачом Яковом Скоморовским). Коллектив исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра.

Пиком кинематографической карьеры Утесова стал вышедший в 1934 году фильм «Веселые ребята», где он сыграл главную роль; кроме того, утесовский оркестр исполнял в картине композиции Исаака Дунаевского, в частности, песни на стихи Василия Лебедева-Кумача.

 
          

В годы войны Утесов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбежки. После войны оркестр продолжил активную концертную и студийную деятельность, Утесов был желанным гостем на радио, а впоследствии на телевидении.

Леонид Утесов был дважды женат: в 1914 году он сочетался браком с Еленой Ленской, скончавшейся в 1962 году, в 1982 году – с Антониной Ревельс; этот брак продлился всего два месяца. Дочь от первого брака Эдит Утесова была солисткой его оркестра. Дуэтом с ней Утесов исполнял многие песни, в частности, широко известные «Дорогие мои москвичи» и «Бомбардировщики» («Мы идем, ковыляя во мгле…»).

В 1961 году, в возрасте 66 лет, Леонид Утесов значительно сократил количество гастролей. В последующие годы он писал воспоминания, руководил оркестром, много снимался на телевидении, но сам почти не выступал. Последнее выступление состоялось в декабре 1981 года. Артист скончался 9 марта 1982 года в подмосковном санатории «Архангельское». Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Чем знаменит

Популярнейший советский певец, в чьем исполнении прославились такие песни, как «У Черного моря», «Московские окна», «Бублички», «Под звездами балканскими», «Корреспондентская застольная», «Песня старого извозчика», «Ленинградские мосты» и многие другие. Вдохновленный идеей «театрализации», Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Музыканты и дирижер во время концертов разыгрывали разнообразные сценки.

 

О чем надо знать

Хотя многие считают Утесова провозвестником джаза как такового в СССР, специалисты если и разделяют эту точку зрения, то с большими оговорками. Так, известный теоретик джаза Алексей Баташев в конце 80-х годов предложил для музыки утесовского оркестра и иже с ним термин «минорная синкопированная музыка»; через десять лет им же был придуман термин «идиш-джаз». По словам Баташева, он «был также синкопирован, как и джаз негритянский, как афро-джаз, хотя бит и свинг носили там подчас иной характер. Его исполняли оркестры такого же состава. В "джазе идиш", как и в "джазе афро", имела место импровизация. Но грамматика этих стилей была принципиально различной. "Джаз афро" был музыкой мажорной, "джаз идиш" – минорной. В этом нашем, вполне оригинальном направлении были сластолюбивые слоу-фоксы Матвея Блантера, и чувственные танго Александра Цфасмана, и все разбитные куплеты Леонида Утесова с новыми словами на старые еврейские мотивы. И кто знает, может быть, именно то, что пуристы отвергали в истории отечественного джаза, что пытались вывести за его границы, было нашим первым вкладом в этот мировой жанр». Несомненно, однако, то, что во многом массовый интерес к американскому джазу был вызван, в частности, популярностью утесовского оркестра.

 

Прямая речь

Об Одессе: «Я родился в Одессе. Вы думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается. Для этого надо, чтобы родители хотя бы за день до вашего рождения попали в этот город. Мои – всю жизнь там прожили.

О происхождении псевдонима: «Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую.

Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин – чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское – могильный холм…

Что же есть на земле еще выдающееся? – мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. – Боже мой, – подумал я, – утесы, есть же еще утесы!

Я стал вертеть это слово так и этак. Утесин? Не годится – в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… "Утесов?" – мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утесов! Именно Утесов!

Наверно, Колумб, увидя после трех месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости».

Об отношении к себе со стороны власти: «Когда отмечалось пятнадцатилетие советского кино, Григорий Александров получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова – звание заслуженной артистки, а я – фотоаппарат».

О своем творческом кредо (в ответ на статью в The Manchester Guardian 1954 года, где Утесов был представлен «страдающим джазистом»): «Я уверен, если вам случится услышать наше выступление, вы с трудом сможете назвать нас джаз-оркестром. Джаз, как мы понимаем, есть танцевальная музыка и, следовательно, она находится вне сферы наших интересов. У нас есть собственный подход к искусству и легкой музыке, и мы смело продвигаемся по избранному пути, отбрасывая все, что мешает прогрессу».

Кирилл Мошков, главный редактор портала Jazz.ru, о Леониде Утесове: «Как ни прискорбно об этом объявлять, замечательный советский эстрадный развлекатель Леонид Утесов к джазу имел крайне мало отношения. Он просто использовал для названия своего эстрадного оркестра модное словечко "джаз", искренне не вполне понимая, что именно оно означает, и настоящего джаза не любил и, в общем-то, не знал. Однако и в его наследии можно найти забавные джазовые штучки, особенно в тех редчайших случаях, когда Утесов исполнял американскую музыку».

 

7 фактов о Леониде Утесове

  • По словам Утесова, он был отчислен из училища за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего
  • Одесский артист Скавронский, приглашая артиста в 1912 году в свою миниатюру, поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!» – после этого и был придуман псевдоним Утесов
  • Официальное признание Утесова носило «переменный характер»: так, в газетных рецензиях на фильм «Веселые ребята» исполнитель главной роли даже не был упомянут
  • 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолета Ла-5Ф от оркестра Леонида Утесова, получившие название «Веселые ребята»
  • Утесов первым из артистов эстрады был удостоен звания Народный артист СССР (1965)
  • Жизни певца посвящен российский сериал «Утесов. Песня длиною в жизнь»
  • На железнодорожном вокзале Одессы при отправлении фирменных поездов звучит песня «У Черного моря»; в городе стоит памятник певцу, есть улица его имени и его музей-квартира

 

Материалы о Леониде Утесове

Алексей Баташев. «Джаз афро-идиш – что за феномен?»

Любимые песни. Леонид Утесов (видео)

Леонид и Эдит Утесовы. «Бомбардировщики» (песня и рассказ о ней, mp3)

Статья о Леониде Утесове в Википедии

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).