26 мая 1938 года родилась писательница Людмила Петрушевская
Личное дело
Людмила Стефановна Петрушевская (78 лет) родилась в Москве в семье cтудентов ИФЛИ. Мать ее была редактором, отец – доктором философии.
В военное время жила у родственников и в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом «Последних известий» Всесоюзного радио в Москве, затем корреспондентом журнала «Кругозор» (со знаменитыми гибкими пластинками), редактором на Центральной студии телевидения; с 1973-го не работала нигде.
Рано начала сочинять стихи и писать сценарии для студенческих вечеров, но всерьез к писательству не относилась – Людмила с детства мечтала быть оперной певицей. В 1972-м рассказ «Через поля» появился в журнале «Аврора», но после этого Петрушевскую не публиковали до перестройки.
Более удачно сложилась ее судьба как драматурга. Уже первая пьеса была замечена самодеятельными театрами: «Уроки музыки», написанные в 1973-м, были поставлены в 1979 году Романом Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье» и Вадимом Голиковым в театре-студии ЛГУ; правда, постановка почти сразу была запрещена.
Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы. На Таганке прошла одноактная пьеса «Любовь», в «Современнике» – «Квартира Коломбины», во МХАТе – «Московский хор».
Вынужденная работать «в стол» писательница не откладывала пера, продолжала писать пьесы и рассказы. Первая книга рассказов вышла в 1988 году. В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». В 1996-м был опубликован пятитомник, в 2000–2002 – девятитомник.
Петрушевской принадлежит ряд сказок для взрослых и детей. Одна из самых известных – «Пуськи бятые», написанная выдуманным языком. По ее сценариям поставлены несколько фильмов, в том числе мультипликационных: «Краденое солнце», «Сказка сказок», «Кот, который умел петь», фильм Владимира Мирзоева «Любовь».
Детская мечта Петрушевской о пении отчасти сбылась: она записала два сольных альбома (в 2010-м и 2012-м), которые вышли как приложения к журналу «Сноб». Писательница играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол.
Петрушевская была замужем за директором Галереи на Солянке Борисом Павловым, скончавшимся в 2009 году. У писательницы трое детей: журналисты Кирилл Харатьян и Федор Павлов-Андреевич и основательница фанк-группы Clean Tone Наталья Павлова.
Чем знаменита
Известная российская писательница, по мнению исследователей – главная представительница экзистенциализма в современной прозе. Ее произведения образуют своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости.
Людмила Петрушевская неоднократно становилась лауреатом престижных премий. В 1991 году она стала лауреатом Пушкинской премии фонда Тёпфера, в 2002 - Государственной премии России и премии «Триумф», в 2008 - Бунинской премии.
О чем надо знать
В 2002 году Петрушевская написала три книги для детей про поросенка Петра: «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин», «Поросенок Петр едет в гости». Общая идея книг – мощная власть воображения: представив себе что-то, можно этого добиться.
В 2008 году был снят одноименный мультфильм, а через два года книги были отсканированы и выложены в интернет. В блогосфере начался настоящий бум: книги разошлись на цитаты, изображение поросенка стало популярной темой для юзерпиков и демотиваторов. Была написана песня, процитировать которую нашему изданию не представляется возможным.
По словам Петрушевской, ее профиль послужил прототипом Ежика из мультфильма Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Сам режиссер эту версию не подтверждает, однако достоверно известно, что писательница стала прообразом Цапли в другом его фильме – «Журавль и цапля».
Прямая речь
О языке: «Я филолог по принципу жизни, я собираю все время язык».
О цветах (просьба перед концертом): «И о чем покорнейшим образом прошу – лично мне не надо букетов, я страдаю, когда они у меня умирают. Если кто захочет, чтобы я помнила – хоть маленький горшочек с цветком, а внутри имя. Поселю их на балконе, буду поливать. Здравствуй, Таня. Пей. Здравствуй, Наташа, пей. Привет тебе, Саша, угощайтесь все! А потом посажу их в садике в Переделкине на даче».
О том, что такое дно:
«Оказавшись на самом дне
Я услышал стук снизу
Так сказал Станислав Ежи Лец
Но это не более чем афоризм
Если ты поймал чей-то сигнал
Значит, ты не на дне, а слегка повыше
Самое дно вот оно:
Когда ты никого
Кроме себя
Не слышишь».
О семье:
«семья – это то место
где можно безвозмездно
схлопотать по морде
где тебя оскорбят,
выдав это за правду-матку
но где тебя не выдадут
где постелют
накормят
приласкают
утолят жажду
вылечат
и похоронят
и будут навещать на Пасху
и еще по крайней мере
дважды»
Марк Захаров о Людмиле Петрушевской: «Это человек удивительной судьбы. Она вышла из самых нищих, тяжело живущих слоев нашей жизни. Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог...»
Роман Виктюк о пьесе «Уроки музыки»: «Эфрос сказал тогда: "Роман, забудьте о ней. При нашей жизни она не будет поставлена никогда". И когда мы поставили, несмотря на все запреты, он написал в "Советской культуре", что это лучший спектакль за двадцать пять лет. Они чувствовали в этом спектакле такую правоту, а в самой Люсе – такого пророка, провидца на длинный период советской власти, на эту агонию, которая уже началась, – и нужно было иметь невероятную смелость, чтобы говорить об этом».
4 факта о Людмиле Петрушевской
Материалы о Людмиле Петрушевской
Людмила Петрушевская в Библиотеке Мошкова
Людмила Петрушевская на «Снобе»
ЖЖ, посвященный Людмиле Петрушевской
Людмила Петрушевская: perpetuum mobile
Статья о Людмиле Петрушевской в Википедии