будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 18, 2025
Человек дня

Мемория. Михаил Барышников

Мемория. Михаил Барышников
baryshnikov3
Михаил Николаевич Барышников

27 января 1948 года родился Михаил Барышников, легендарный артист балета 

Личное дело 

Михаил Николаевич Барышников (67 лет) родился в семье офицера Советской армии в Риге. Мама с детства приучила сына к театру. Они были очень близки, но когда Михаилу было всего 11 лет она покончила жизнь самоубийством. Среднее образование Барышников получил в Рижской средней школе № 22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса, где учился в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуриев). По окончании училища в 1967 году был принят в Театр оперы и балета им. С. М Кирова. Артистизм и блестящая техника принесли Михаилу Барышникову успех на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969; золотые медали).

В театре Михаил Барышников исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре (Базиль в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице»), выступил первым исполнителем ролей Гамлета (балет К. М. Сергеева, 1970), Адама («Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, 1971).

Карьера молодого танцора развивалась стремительно – если в начале карьеры он получал всего 98 рублей в месяц, то через пять лет - в 1972 году - его зарплата составляла уже 400 рублей. Однако репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. В 1974 году, во время гастролей в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», Барышников принял решение остаться на Западе и стал «невозвращенцем». 

Он переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «Американский театр балета» (1974-78; в 1980-89 годах - руководитель труппы). С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую основал вместе с Марком Моррисом. С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова». Встречался с актрисой Джессикой Лэнг, в 1981 году у них родилась дочь Александра. Сейчас его спутницей жизни является бывшая артистка балета Лиза Райнхарт, у них трое детей: сын Питер и дочери Анна и София. 

В настоящее время Михаил Барышников и режиссер Роберт Уилсон готовят постановку по дневникам Вацлава Нижинского с рабочим названием «Письмо человеку». Это шоу для одного исполнителя – самого Барышникова – будет показано на фестивале в Сполето в Италии в июле 2015 года. 

Чем знаменит

Михаил Барышников –  легенда русского балета, звезда первой величины на театральном небосклоне, танцовщик, ставший кумиром сперва Советского Союза, а потом и Америки. Сергей Довлатов писал о его славе: «...Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила  Барышникова. Одно изображение, без подписи... И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава - это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет... Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно - в хозяйственной лавке...».

Творческий репертуар Барышникова отличается широтой диапазона — от старинной хореографии  до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него.

Михаил Барышников танцевал в постановках Дж. Баланчина, Дж. Роббинса («Другие танцы», музыка Ф. Шопена, 1976; «Опус 19», музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, 1979) Ф. Аштона («Месяц в деревне», музыка Петра Ильича Чайковского, 1985), Р. Пети («Пиковая дама», музыка П. И. Чайковского, 1978), Дж. Ноймайера («Гамлет: сопутствующие», музыка А. Копленда, 1976), А. Эйли («Па Дюка», музыка Дюка Эллингтона, 1976), а также К. Макмиллана , М. Грэхем, Дж. Батлера, Э. Фелда, Чу Сан Го и многих других.

Михаил Барышников оказал большое  влияние на американскую хореографию. Будучи руководителем труппы «Американского  театра балета», он обогатил репертуар постановками классических спектаклей, знакомых ему по России, а также экспериментальными работами, к которым всегда тянулся. Интерес Барышникова к новейшим течениям в хореографии способствовал росту авторитета многих балетмейстеров. Особенно плодотворно он работал с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Йозефа Гайдна, 1976), «Маленький балет» (музыка Александра Глазунова, 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие. 

Немалую роль Барышников сыграл в становлении американского театр «модерн». По словам балетного  фотографа и критика Нины Аловерт, «до прихода Барышникова в театр модерн эти знаменитые шестидесятники считали, что они взяли человека с улицы, и он может танцевать». Демократический танец театра модерн противопоставлялся профессиональному классическому балету, который требует многих лет обучения. А Барышников начал приглашать модернистов, в частности Марка Мориса, к себе в труппу, когда руководил Американским балетным театром, где были профессионально подготовленные танцовщики. «А уж когда они получили в свои руки такого экстра профессионального великого танцовщика, то они, конечно, поменяли свою точку зрения, - говорит Аловерт. - У них, между прочим, сейчас в труппе не классически образованные танцовщики, но это уже танцовщики, которые много чего умеют делать».

Барышников, по словам Нины Аловерт, довольно долго привыкал к модерну. «Это все-таки совершенно другое искусство, очень не похожее на классический балет для людей, привыкших к классическому балету». Но когда привык, полюбил его и «стал считать, что это такое же искусство, как искусство балета».

О чем надо знать

 
            Михаил Барышников

Стремясь расширить свой репертуар, Михаил Барышников обращался и к другим видам творчества: играл в драматических спектаклях, выступал на телевидении, снимался в кино. В числе фильмов с его участием — «Поворотный момент» (1977), «Белые ночи» (1985), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991).  В последнем фильме 2014 года — «Джек Райан: Теория хаоса» — он сыграл роль министра Внутренних Дел России Сорокина.

В драматическом театре Барышников  выступал в спектакле по мотивам Франца Кафки «Метаморфозы» (1989),  спектакле «В Париже» (на русском и французском языках) по рассказу Ивана Бунина, в главной роли генерала Николая Платоныча (2011 год, режиссёр Дмитрий Крымов), спектакле в жанре физического театра «Старуха»  по одноимённому произведению Даниила Хармса (2013 год).

При этом сам Барышников достаточно трезво оценивает свои актерские способности: «Мне хватает ума понять, что моя пластика и мой опыт танцовщика могут скрыть мои дефекты как драматического актера. Кто знает, когда-нибудь, быть может, я наберусь сил и наглости и решусь сыграть что-нибудь из Тургенева, Лескова, Достоевского или Гоголя в настоящем традиционном драматическом спектакле. Это был бы для меня серьезный шаг, к которому я пока еще определенно не готов. Для этого нужен и соответствующий режиссер калибра Льва Додина, например. Или же современная западная пьеса и состав сильных крупных актеров - да, я мечтаю об этом. И если наберусь сил, и огонь во мне не погаснет, то я, пожалуй, решусь». 

А с недавних пор Михаил Барышников получил известность еще и как фотограф.  В лондонской галерее прошла его персональная фотовыставка под названием Dancing Away.

Прямая речь

«Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии – точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте», – Михаил Барышников.

«Что было бы с Барышниковым, если бы он остался в России?» — спросили как-то Иосифа Бродского, с которым Миша был очень дружен. «Он бы спился», — ответил Бродский», - Нина Аловерт. 

…Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа

как в девках заждалась, готовая озлиться! 

А что насчет того, где выйдет приземлиться, -

земля везде тверда; рекомендую США.

(Иосиф Бродский. «Классический балет есть замок красоты...», 1976 г.)  

5 фактов о Михаиле Барышникове:

  • Поэт Иосиф Бродский, с которым Барышников был очень дружен, называл его «Мышь». Бродский посвятил Барышникову стихотворения «Классический балет есть замок красоты…»  и «Раньше мы поливали газон из лейки…». Вместе они открыли в Нью-Йорке знаменитый ресторан «Русский самовар». Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский — часть Нобелевской премии по литературе.
  • Михаил Барышников номинировался на «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен на премию сразу в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной награды.
  • В картине «Поворотный пункт» в одной из сцен Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный», а в картине «Белые ночи» танцует под песню «Кони привередливые».
  • Барышников снимался в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли русского художника Александра Петровского, очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу.
  • Балетный фотограф и критик Нина Аловерт создала редкую фотолетопись Барышникова, начиная с его первого выступления на выпускном концерте в Ленинградском хореографическом училище, и выпустила о нем книгу «Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу».

Материалы о Михаиле Барышникове

Михаил Барышников: "Ностальгии по России нет". Интервью BBC.

Одиннадцать пируэтов Барышникова в фильме «Белые ночи». Видео.

Точка невозврата: Нуреев, Барышников, Годунов.  Документальный фильм.

Статья о Михаиле Барышникове в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).