будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 24, 2025
Человек дня

Мемория. Михаил Козаков

Мемория. Михаил Козаков
0_69cd2_6ede752a_XXL
Михаил Козаков. Источник: 1pkins.livejournal.com

14 октября 1934 года родился Михаил Козаков, актер и режиссер.

 

Личное дело

Михаил Михайлович Козаков (1934—2011) родился в Ленинграде. Его отец Михаил Эммануилович Козаков был писателем, автором романа «Девять точек» о февральской революции. Мать Зоя Александровна Козакова (Никитина) сменила множество профессий — от литературной редакции на телевидении до института ветеринарии. В четырех браках у нее родились три сына, Михаил был самым младшим из них.

Семья Козаковых жила в доме №9 на канале Грибоедова, среди других жильцов там были Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и Михаил Слонимский. В 1934 году отец впал в немилость. Актер рассказывал: «Дела у отца шли худо. Он проштрафился: написал пьесу о сомневающемся интеллигенте. Сталин поставил на ней автограф: "Пьеса вредная, пацифистская". Отец попал в немилость. И пошла черная полоса, которая длилась до самой его смерти в пятьдесят четвертом году в Москве».

В 1937 году Зою Козакову вместе со слепой матерью арестовали, обвинив их в работе на иностранную разведку. В 1940 году обеих выпустили на свободу.

Войну Козаков провел в эвакуации в Молотовской (Пермской) области, после вернулся в Ленинград. В 1948 году, когда ему было четырнадцать, мать вновь посадили, на этот раз обвинив в финансовых нарушениях. Она провела в заключении полтора года.

В 1952 году Козаков окончил 222-ю школу (бывшую Петришуле) и поступил в школу-стадию МХАТ в Москве.

В 1956 году, окончив ее с отличием, устроился в театр имени Маяковского, где в первый же год исполнил роль Гамлета. В том же 1956 году сыграл обаятельного злодея в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте».

С 1959 по 1970 год служил в «Современнике», худруком которого был Олег Ефремов.

Помимо работы в театре в тот период снялся в нескольких фильмах, среди которых трилогия «Восемнадцатый год», созданная по мотивам «Хождения по мукам», а также «Трудное счастье» и «Золотой эшелон». Работа в картине «Человек-амфибия» (1961) стала для зрителей самой запоминающейся.

В 1971—1972 годах Козаков работал во МХАТе, затем, по совету Олега Ефремова, перешел в Театр на Малой Бронной к Анатолию Эфросу, во многом повлиявшего на становление Козакова-режиссера. Играл там с 1972 по 1981 год.

В 1970-х снялся в классике советского кино — картинах «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «Здравствуйте, я ваша тетя!».

В 1974 году дебютировал в качестве режиссера в телеспектакле «Ночь ошибок». В 1978 году снял свой первый художественный фильм «Безымянная звезда» с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях.

Поставил в театре пьесу Леонида Зорина «Покровские ворота». В 1982 году экранизировал ее.

В 1986—1991 годах трудился в Ленкоме. В августе 1991 года уехал с семьей в Израиль, где играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре, а также создал русскую труппу, с которой показал четыре спектакля. Рассказывал: «Я тогда бежал от страха. Да, я струсил. Мишка родился, семья огромная, работы нет, телефон молчит… Я просто перетрусил. И я признаюсь в этом: я был членом "колбасной эмиграции"».

В 1996 году вернулся в Россию, где организовал собственный театр — «Русскую антрепризу Михаила Козакова». В 1999 году экранизировал два спектакля, которые шли в его театре, — драму «Ужин в четыре руки» и телеспектакль «Чествование». Когда антреприза закрылась, Козаков сал актером театра имени Моссовета. В 2004 году снял фильмы «Медная бабушка» и «Играем Шекспира». В 2006 году шестисерийный фильм «Очарование зла» о советских шпионах среди русских эмигрантов.

В 2010 году у актера был обнаружен рак легких. 22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался в возрасте 76 лет.

 

Чем знаменит

 
Михаил Козаков. 2007. Фото: Zimin.V.G.

Знаменитый советский и российский театральный и киноактер, режиссер. В его актерской копилке мировая и русская классика, а также спектакли по злободневным советским пьесам, таким как «Валентин и Валентина», «Вечно живые», «Голый король». Запомнился ролями в основном отрицательных, но, тем не менее, всегда обаятельных персонажей в фильмах «Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Покровские ворота», «Ужин в четыре руки».

Режиссер, подаривший зрителю картины: «Безымянная звезда», «Покровские ворота», «Визит дамы», «Играем Шекспира».

 

О чем надо знать

Семейная жизнь актера заслуживает отдельной рубрики. Козаков был шесть раз женат. Его дети и внуки живут в России, Израиле, США. В первый раз вступил в брак в 1955 году, его избранницей стала соученица по Петришуле эстонка Грета Таар, работавшая костюмером на «Мосфильме».

В браке родились филолог Катерина Козакова (1957) и киноактер Кирилл Козаков (1962).

В одном из интервью Таар признавалась: «Мужу нужны были только театр, кино и телевидение. Он не был создан для прогулок, стирок, готовки. Быт его не интересовал. Меня это очень обижало. И когда Кириллу исполнилось три года, мы расстались».

В 1968 году Козаков женился на грузинке Медеи Берелашвили, художнике-реставраторе. Их дочь Манана Козакова (род. 1969) окончила Щукинское училище, работает в Тбилисском академическом театре.

С 1971 по 1988 год Козаков был в браке с переводчицей с английского Региной Козаковой (Быковой). В 1988 году она уехала в США, где живет до сих пор.

Козаков рассказывал: «Как-то приезжал к нам домой Роберт Де Ниро с сыном, а потом прислал ответное приглашение. Вдвоем в Америку не пускали в те времена. На семейном совете решили, что поедет моя жена Регина, потому что хорошо знает английский (она переводчик-синхронист) и в Америке не была ни разу. Уехала и... канула. Три месяца я о ней ничего не слышал, не знал, что и думать. А потом пришло письмо: мол, все хорошо, не волнуйся, но обратно не жди. В общем — свободен. Я не был ловеласом, брак с Региной длился восемнадцать лет. Детей, правда, не было».

В том же году актер женился на актрисе Анне Ямпольской, которая была моложе него на 25 лет. В браке родились дети Михаил (1988) и Зоя (1995). Оба живут в Израиле.

В 2003 году этот брак распался. Через три года Козаков женился на Надежде Седовой, которая была младше артиста на 47 лет. Они познакомились в Нижнем Новгороде, Седова была тогда студенткой истфака, а Козаков приезжал с концертом.

В 2010 году они разошлись, Козаков вернулся в Израиль к Анне Ямпольской. Вскоре его не стало.

 

Прямая речь

Об актерских находках («Бульвар Гордона», интервью 2008 года): «Опробовав в театре характерные, комедийные роли, я потом перенес это в кино - использовал, например, на полную катушку в "Соломенной шляпке". Помню, приехал на пробу маркиза Де Розельбы (а что там играть-то?) и придумал, что он будет у меня геем (тогда мы такого слова не знали, называли этих людей, как Хрущев, - "пидарасы"). Короче, выхожу на пробу с Андреем Мироновым, в руке лорнет... "Здгаствуйте, вы знаете, вот сггибают сено, вот мооденький пастушок и бычок". Андрей заржал: "Ты что, Миша, с ума сошел? Это закроют к черту". Я между тем играл одного человека, весьма уважаемого, — ты же как актер подбираешь все то, что видишь в жизни, и режиссер сказал: "Ну и пускай, зарубят — и ладно!". Пропустили...

После Розельбы характерные роли пошли косяком. Сосед по дому Леня Гайдай всегда меня пробовал. После мы шли в пивную, выпивали свои граммы, он говорил: "На сей раз ты у меня играешь" - и каждый раз не брал, потому что отдавал роль Вицину, великому комику. Тем не менее были и "Тетя", и "Лев Гурыч Синичкин"».

О частой смене театров (там же): «Не думаю, что какой-то особой смелостью наделен, — это, скорее, свойство характера, для меня совершенно естественное. Понимаете, если мне что-то всерьез не нравилось, если ломались вдруг отношения, я был уверен: ничего исправить уже нельзя, а собирать группу и бунтовать не умею. При том, что в работе полемизировал с Олегом Николаевичем Ефремовым, которого считаю своим главным учителем (вот с [главным режиссером Театра имени Маяковского Николаем] Охлопковым не осмеливался — с ним было страшно спорить). Даже с Эфросом, к которому, понимая его масштаб, относился с пиететом огромным, спор мог иметь место, но когда я не нахожу с кем-либо общего языка, предпочитаю уйти».

О достижениях («КП», февраль 2011): «Я учился в Ленинграде в 222-й школе. У нас был замечательный класс, из него вышли очень хорошие ребята: строители, метростроевцы, ученые, физики, лирики… Но в семье не без урода — на последней парте сидел Витя Ш. (не хочу называть его фамилию). Был у нас притчей во языцех. Прошли годы, годы, годы. Я снимал картину "Безымянная звезда". Дело было в Питере. Снимали на Каменноостровском проспекте. Едем со съемок в центр, а уже где-то два-три часа ночи. И не успели — мосты развели. Ну вышли покурить. Стою я, одухотворенный Невой, белой ночью… "Козаков!" — кричит мне кто-то. Поворачиваю голову, стоит толстый человек. "Мишка!.." Я к нему, он ко мне.

Смотрю, а это Виктор Ш.

— Здорово!

— Здорово!

— Ты че делаешь? — спрашивает.

— Да вот, кино снимаю.

— Да, Мишка, давно не виделись, лет тридцать прошло, — говорит он, смотрит на меня оценивающе и спрашивает:

— Ну и чего ты достиг?

— Если ты о работе, то я играю в театре, кино снимаю (а к тому моменту у меня уже было несколько картин)!

— А у меня, видишь, — показывает на машину, из которой вышел, — моя "Волга"! А на даче — у меня дача под Ленинградом — еще и иномарка стоит. А ты чего достиг?

Я подумал… машины нет, дачи нет. Квартира двухкомнатная, и все.

— А как ты-то всего этого достиг?

— Я сейчас тебе расскажу. Я работаю там, куда канализация все г...но выводит. А мы с крючками стоим. Ты не представляешь, что попадает в эти протоки! И бриллианты, и деньги, и золото. И мы это отлавливаем...

Очень показательная история. Если оценивать жизнь по мерке Вити Ш. — я ничего не достиг. Но я этого и не хочу. И потому я — счастливый человек».

 

8 фактов о Михаиле Козакове

  • Мать актера имела греческие и сербские корни. Она была дворянкой, после революции отказалась уехать, поверив в новую власть.
  • Братья Козакова погибли, когда он был ребенком: Владимир был убит в самом конце войны. Ему был 21 год, он прошел от Курской дуги до Штеттина. Борис был застрелен в Ленинграде в 1946 году.
  • По собственным словам, рассматривал возможность податься в юристы, одно время хотел быть врачом, «даже пошел в морг, но испугался трупов и сбежал». «И все равно меня тянуло к искусству, а к 10 классу стало ясно, что другого пути нет — только в артисты», — рассказывал Козаков.
  • В молодости увлекался спортом: фехтованием, легкой атлетикой, баскетболом, теннисом. «Но никогда не доводил своих увлечений до серьезных результатов, — отмечал актер. — Для спорта у меня не хватало азарта. <…> В пятом классе пошел в хореографическое училище. За мои успехи меня даже Уланова хвалила. Целый день с утра до ночи тянул ножку, прыгал у станка, пока не озверел и не сказал папе: "Все, больше не буду!" "Правильно, — заметил папа, — не будешь баб на себе таскать"».
  • В автобиографической книге «Третий звонок» признался, что в 1956—1988 годах сотрудничал с КГБ — был завербован американским отделом спецслужбы «для помощи в борьбе с внешним врагом — американским империализмом».
  • Получил две премии от КГБ СССР за роль Феликса Дзержинского, которого в 1980-х сыграл в трех фильмах.
  • Козаков читал поэзию на эстраде, на радио и ТВ, записывал диски. Декламировал Пушкина, Бродского и многих других авторов. В 1999 году с помощью Алексея Козлова и Игоря Бутмана поставил «Концерт для голоса и саксофона» на стихи Иосифа Бродского.
  • Незадолго до смерти приобрел участок на Введенском кладбище в Москве, чтобы покоиться вместе с отцом.

 

Материалы о Михаиле Козакове:

Биография в Википедии

Биографическая справка сайта «Узнай все»

Справка на сайте «Чтобы помнили»

Биография на 24СМИ

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).