13 июля 1862 года родился Николай Рубакин, книговед, библиограф и теоретик самообразования.
Личное дело
Николай Александрович Рубакин (1862 – 1946) родился в Ораниенбауме Петербургской губернии в купеческой семье. Его отец в течение восемнадцати лет занимал выборную должность городского головы Ораниенбаума. В 1873 году семья переехала в Петербург, где Николай и его брат Михаил поступили в реальное училище. Через два года Николай Рубакин уговорил мать открыть платную библиотеку. «Я подбил мою мать открыть библиотеку. Она продала два выигрышных билета, купила на 60 рублей книг, остальное взяла в кредит. Всего было куплено около 600 книг», – вспоминал он. Николай стал работать в этой библиотеке в свободное от учебы время. Через двадцать лет библиотека Л. Т. Рубакиной благодаря его усилиям стала крупнейшей частной библиотекой России и насчитывала 57 тысяч томов.
В 15 лет Николай Рубакин напечатал в журнале «Детское чтение» свою первую статью – «Обоготворение животных». Так как реальное училище не давало возможности поступить в университет, он попросил родителей забрать его из последнего класса и в течение года дома подготовился к экзаменам за предметы гимназического курса, включая латинский и греческий языки. В результате в 1881 году успешно сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Параллельно слушал лекции на юридическом и историко-филологическом факультетах.
Еще в реальном училище Николай Рубакин стал читать нелегальную литературу, а в студенческие годы помогал ее распространять. Он увлекался социалистическими идеями и позитивизмом Огюста Конта. С 1882 года в различных подпольных изданиях появляются написанные им статьи. Гектограф и склад нелегальной литературы находились в петербургской квартире Рубакина.
В 1887 году Николай Рубакин закончил университетский курс, получив золотую медаль за работу «Развитие крови в сердце у зародыша цыпленка». В тот же год он был арестован за принадлежность к Санкт-Петербургской студенческой корпорации. Согласно полицейским протоколам, «у него были найдены преступного содержания заметки и стихотворения и листок для сбора пожертвований политическим ссыльным. Рубакин, как это установлено дознанием, состоял членом корпорации и занимался распространением революционных изданий». В результате Николай Рубакин был отдан под гласный надзор полиции сроком на один год. Из-за этого он не мог остаться на научную работу в университете или же стать преподавателем. «Это обстоятельство, – писал потом Рубакин, – сделало меня писателем».
Некоторое время он работал на бумажной фабрике в Стрельне, взятой в аренду его отцом, ведая «делами с фабричными рабочими».
В 1889 году Николай Рубакин женился на дочери вологодского чиновника Надежде Игнатьевой, вскоре у них родился сын Александр.
В 1888 году Николай Рубакин опубликовал «Опыт программы по изучению читателей», опубликованный в журнале «Русское богатство». На эту публикацию отозвались читатели со всех концов Российской империи, Рубакин вступал с ними в переписку, изучая их интересы и нужды. Это позволило ему собрать материал для нескольких исследований, объединенных потом в издании «Этюды о русской читающей публике». Он сблизился со многими видными деятелями народного образования и стал активным членом Санкт-Петербургского комитета грамотности. При библиотеке своей матери основал «Подвижный музей учебных пособий».
В 1890–1891 годах редактировал журнал «Мир божий». С 1892 года стал заведовать «Библиотекой Л. Т.». С 1894 года также руководил издательством Ольги Поповой. С 1897 года возглавил отдел в издательстве Ивана Сытина, одновременно заведовал издательством «Издатель».
В 1901 году, когда петербургские литераторы выступили с протестом против избиения студенческой демонстрации у Казанского собора, Николай Рубакин был выслан из Петербурга. Он отправился в Крым, где жил даче у своего знакомого, профессора-метеоролога В. П. Коломийцева. Там он познакомился с женой Коломийцева, Людмилой Александровной, урожденной Бессель. В 1902 году Рубакин развелся с первой женой и женился на Людмиле Коломийцевой.
В Крыму он вступил в партию эсеров. После возвращения из Крыма работал в различных издательства.
В 1904 году по приказу министра внутренних дел Плеве был выслан за границу навсегда, но на следующий год получил разрешение вернуться.
В 1906 году вышел в свет труд Николая Рубакина «Среди книг», представлявший собой рекомендательный книжный указатель по всем областям знаний. В дальнейшем он неоднократно пополнялся, второе издание (1911-1915) было напечатано уже в трех томах. В 1907 году Рубакин передал основанную его матерью библиотеку Петербургскому отделу Всероссийской лиги образования.
В октябре 1907 года Николай Рубакин был вынужден эмигрировать в Швейцарию. В 1909 году после разоблачения Азефа вышел из партии эсеров. Создал в Швейцарии крупнейшую общедоступную библиотеку русскоязычной литературы за рубежом, насчитывавшую более ста тысяч томов. Выступал с докладами о библиотечном деле. В годы Второй мировой войны помогал советским пленными, бежавшим из Германии в Швейцарию.
Николай Рубакин умер 23 ноября 1946 года в Лозанне.
Чем знаменит
Николай Рубакин внес значительный вклад в библиографию, книжное и библиотечное дело. Введение к его справочнику «Среди книг» стало одним из первых отечественных руководств по этим дисциплинам. В книге «Этюды о русской читающей публики» заложил основы социологии чтения. Анкетирование читателей, начатое им в России, Рубакин продолжил и за границей. Он разослал анкету «Читатель, познай самого себя!», на французском языке (Lecteur, connais toi toi-meme!) и до 1940 года из разных стран получил двадцать тысяч ответов.
Также Николай Рубакин стал основателем психологии чтения (обозначив ее термином «библиопсихология»). Он исследовал закономерности формирования читательских интересов, взаимосвязь книги и читателя, феномен чтения с точки зрения психофизиологии. В 1916 году он создал секцию библиопсихологии при Институте Ж.-Ж. Руссо в Женеве, которая в 1928 году была преобразована в Международный институт библиологической психологии в Лозанне. В 1922 году в Париже вышел двухтомный труд Рубакина «Введение в библиологическую психологию», результаты его исследований в этой области также отражены в работах «Библиологическая психология как теория и практика книжного дела» и «Психология читателя и книги».
Вопросам теории самообразования посвящена книга Николая Рубакина «Практика самообразования» (1914) и изданный посмертно сборник его статей «Как заниматься самообразованием». Рубакин состоял в переписке с пятнадцатью тысячами читателей и составил для каждого из них индивидуальный план самообразования. Также он опубликовал пятнадцать руководств для самообразования.
О чем надо знать
Помимо трудов по книжному делу и психологии чтения перу Николая Рубакина принадлежат публицистические статьи, научно-популярные книги и статьи по разным науками, исторические и приключенческие повести, научно-фантастические рассказы. Им было опубликовано 350 журнальных статей, не считая газетных, написано и издано 280 книг и брошюр. Общий тираж книг Рубакина насчитывает десятки миллионов экземпляров.
Прямая речь
Мне уже 65 лет, но я никогда не считал и не считаю себя стариком, а работаю без воскресений и каникул вот уже 50 лет и со времени моей юности находился и нахожусь в теснейших сношениях с молодежью, которую я люблю и знаю и которой по мере своих сил и как умею помогаю в ее светлых стремлениях к свету, воздуху и теплу и в трудной работе выяснения и усвоения великих принципов трудового строя и социальной и личной жизни. И 40 лет переписки и общения с такой молодежью ни разу не дали мне возможности киснуть, унывать, опускать руки и считать себя стариком. Нет, стремления молодости — это и мои стремления, настроение борьбы — это и мое настроение, вера в полную возможность осуществления социального строя на принципах действительно новых, справедливых, трудовых — это и моя вера до сих пор и до конца дней.
Николай Рубакин. Письмо к И. И. Лебедеву от 5 апреля 1928 года
Читатели сплошь и рядом сводят самообразовательную работу к усвоению чужих идей, чужих мнений, чужих теорий. Между тем самая суть этой работы вовсе не в усвоении чужого, а в процессе мышления, продумывания… Если на кого и можно положиться, то лишь на самого себя, и поэтому считать приходится только те чужие мнения истинными и только те доказательства доказательствами, которые пропущены через свою собственную мысль. Вот в этом-то передумывании и крепнет человек. Это-то собственное передумывание чужих дум и есть сила, главная могущественная сила, с которой ничего не может поделать никто со стороны. Поэтому на каждую читаемую книгу необходимо смотреть не как на источник мыслей, а как на возбудительницу их. Разумеется, при такой работе нередко случается, что и чужие мысли становятся своими. Важно то, чтобы стали-то они ими изнутри, а не извне, чтобы они всосались, а не присосались к душе.
Из книги Николая Рубакина «Практика самообразования»
Семь фактов о Николае Рубакине
Материалы о Николае Рубакине
Статья о Николае Рубакине в русской Википедии
Статья о Николае Рубакине в Большой Российской энциклопедии