будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
джаз музыка Человек дня
Май 18, 2025
Человек дня

Мемория. Олег Лундстрем

Мемория. Олег Лундстрем
lundstrem
Олег Леонидович Лундстрем

2 апреля 1916 года родился «король джаза» Олег Лундстрем

 

Личное дело

Олег Леонидович Лундстрем (1916-2005) родился в Чите в семье учителя Леонида Францевича Лундстрема и его жены, домохозяйки Галины Петровны. Отец преподавал физику в читинских мужской и женской гимназиях. Олег был старшим из двух сыновей Лундстремов – брат Игорь, также ставший музыкантом, родился на год позже.

В 1921 году Леониду Францевичу предложили место преподавателя физики в коммерческом училище Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), находившейся в концессии у России. Он заключил контракт на три года с намерением вернуться в Читу, когда Гражданская война закончится. Так Олег, которому на тот момент исполнилось всего пять лет, попал в Харбин – самый «русский» из китайских городов. Обратно в Россию Леонид Лундстрем через три года так и не вернулся, став преподавателем Харбинского Политехнического института.

Детство и юность Олега Лундстрема прошли в Харбине. В 1932 году он окончил коммерческое училище и поступил в Харбинский политехнический институт. Параллельно учился по классу скрипки у известного скрипача Кенига в музыкальном техникуме, который окончил в 1935 году. Его брат Игорь учился там же по классу фортепиано.

Олег искренне собирался стать инженером, однако все изменила одна случайная находка. Уже будучи студентом политеха, он как-то прослушивал в музыкальном магазине граммофонные пластинки, готовясь к очередной вечеринке с танцами,. И наткнулся на запись оркестра Дюка Эллингтона.

«И просто меня ошеломило. Я схватил, смотрю. Ну, абсолютно никому не известное. Написано — "Дюк Эллингтон и его оркестр". Эта пластинка у меня до сих пор. Я выскочил: а ещё есть? Продавец всю гору терпеливо перебрал: нет, к сожалению, одна эта. А пластинка называлась: "Дорогой старый Юг". Я выскочил и с этой пластинкой домой!», - рассказывал Лундстрем.

Потрясенный необыкновенной музыкой, с этого момента Олег Лундстрем с джазом уже не расставался. Собрав группу из также увлекшихся джазом друзей, он на слух воспроизводил композиции с пластинок и делал аранжировки. Ребята с азартом репетировали и в 1934 году выбрали 18-летнего Олега руководителем группы. При этом никто из них и не предполагал, что у нового оркестра окажется такая долгая жизнь, что в итоге он попадет в Книгу рекордов Гиннеса.

«Собирались 5-6 раз, а потом трубач наш Серебряков Виталий, который уже в симфоническом оркестре играл, летом — в духовом оркестре играл в парке — опытнейшие музыканты, а я в школе в бесплатном кружке узнал, где нота "до" находится. "Давайте организуем биг-бэнд, будем играть на балах и вечерах. Олег будет писать". Все: давайте, конечно. Никто не загадывал на долгий срок. Пока мы студенты, поиграем, кончатся студенческие забавы, мы станем инженерами, и каждый займется своей профессией», - вспоминал Лундстрем.

Выступление в 1934 году на Розовом балу Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) считается датой рождения оркестра Олега Лундстрема. Тогда он состоял из девяти музыкантов. Сам Олег играл на фортепиано, его брат Игорь – на тенор-саксофоне. Оркестр играл на балах, многочисленных вечерах, выступал по местному радио.

В марте 1935 года советское правительство продало КВЖД марионеточному правительству Маньчжурии (фактически – Японии). Это событие серьезно повлияло на жизнь многих харбинцев. Начался массовый выезд из Маньчжоу-Го советских железнодорожников. Политехнический институт сменил название и перешел под опеку японцев, после чего большинство студентов отказалось продолжить в нем учебу.

Отца Лундстрема Леонида Францевича вместе с другими работниками КВЖД отозвали в Советский Союз и в том же 1935 году он вернулся в СССР.  Семья разделилась. Мать с Олегом и Игорем в 1936 году перебрались в Шанхай, который в то время был центром развлекательной индустрии на востоке Китая. Джаз там был настолько  популярен, что в городе было более 40 биг-бэндов. Но группе  Олега Лундстрема удалось не потеряться среди них и стать одним из лучших джазовых оркестров.

«Наша команда, прибыв из Харбина, сразу поняла, что в Шанхае нас ожидает совершенно жуткая конкуренция. А у нас в кармане — вошь на аркане! Наш коллектив был составлен только из русских ребят, но от других нас отличало абсолютно бескорыстное желание играть лучшую музыку того времени и дикая работоспособность… Мы ведь молодые были, — сил не занимать, могли не спать сутками, репетируя какую-нибудь новую вещь, чтобы сыграть её вечером для публики. Домой приползали с концертов в 5-6 часов утра, спали, конечно, немного (хватало 3-4 часов), чтобы собраться утром на новую репетицию. Вот этот азарт и стремление быть лучше других сразу выделили нас из среды других музыкантов», - рассказывал Олег Лундстрем.

Вначале музыканты выступали в отеле «Янцзы», но Лундстрем оказался энергичным и удачливым менеджером и через пару лет работы в различных заведениях оркестр получил ангажемент в крупнейшем танцзале «Мажестик-холл», а  затем и в самом престижном зале Шанхая — «Парамаунт». В 1937 и в 1940 годах оркестр в летний сезон выезжал на курорт Циндао. В оркестре уже играло 11 человек, а Олега Лундстрема пресса называла «джазовым королем Дальнего Востока» и «королем свинга восточных стран».

В эти годы у Лундстрема уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке русские песни. Он делает аранжировки: «Песня о капитане» И. Дунаевского, «Чужие города» А.Вертинского, «Катюша» М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.

В 1941 году Лундстрем поступает во французский Высший технический центр. «Русских институтов в Шанхае не было, и мы с братом и с музыкантами стали заниматься французским языком. В 1944 году мы получили дипломы, защитившись на французском», — рассказывал Олег Лундстрем. Сам он получил диплом инженера-архитектора, а его брат Игорь — инженера-строителя.

В послевоенные годы оркестр выступает в городских театрах «Лайсеум», «Карлтон» и в Советском клубе. В нем уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре «Лайсеум», посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег Лундстрем пишет свое первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», взяв за основу композиции произведение Рахманинова. Позже - пьесу   «Мираж» на восточные мотивы.

К этому моменту возможности творческого роста в Шанхае были исчерпаны. Встал вопрос о переезде в СССР - ведь все участники оркестра имели советское гражданство.

Возможность возвращения на родину музыканты оркестра обсуждали уже не первый год. Окончательно же решение об этом было принято на собрании коллектива в 1947 году, после выхода постановления советского правительства о репатриации.

Оркестру в полном составе с семьями выдали визу на въезд в Советский Союз и 21 октября 1947 года на пароходе «Гоголь» с третьей партией репатриантов они вернулись в СССР через порт Находку.

Музыканты решили обосноваться в Казани. Этот город был выбран из-за наличия в нем консерватории. Из всех доступных для репатриантов городов консерватории имелись только в Казани и Свердловске. Но в Свердловске консерватория была старая, и там оказался переизбыток музыкантов. Казанская же консерватория только недавно открылась и музыкантов там не хватало.

По прибытии в Казань шанхайцев хотели сделать филармоническим коллективом под названием «Эстрадный оркестр Татарии», им обещали поддержку и обеспечение жильём, но этим надеждам не суждено было сбыться.

«Вдруг в конце января 1948-го приезжает из Москвы начальник Комитета по делам искусств Татарии тов. Юрусов, говорит: "Я был на серьёзнейшем заседании ЦК ВКП(б). Там выяснено, что джаз народу не нужен". А в феврале вышло Постановление ЦК по опере Мурадели», - вспоминал Лундстрем.

Оркестр временно распался. Музыкантам пришлось искать себе места в театрах, кинотеатрах, филармониях и даже ресторанах. Сам Лундстрем устроился в Театр оперы и балета скрипачом, а осенью 1948 года поступил в Казанскую государственную консерваторию, которую окончил в 1953 году сразу по двум специальностям: симфоническое дирижирование и композиция. После окончания остался в консерватории преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.

После смерти Сталина политический климат в стране начал меняться и в начале 1954 года художественный руководитель Татарской филармонии Александр Ключарев предложил Лундстрему сделать джазовые обработки нескольких татарских мелодий.

В 1955 году оркестр Олега Лундстрема записал для радио и на грампластинки пьесы татарских композиторов в обработке для джаза, которые обратили на себя внимание московских концертных организаций. «В Москве при прослушивании все были потрясены: это был настоящий джаз, с джазовой фразировкой, со свингом, в то время ни один оркестр в стране не играл на таком уровне…», - рассказывал об этом событии казанский коллекционер Николай Носов.

В ноябре-декабре 1955 года оркестр дал серию из десяти концертов в Казанском драмтеатре, которые прошли при полном аншлаге – билеты были распроданы мгновенно, ещё до расклейки афиш, как только появились в кассах. На дополнительном, одиннадцатом концерте в казанском цирке случайно оказался администратор Всесоюзного Гастрольбюро Михаил Цын. В тот же вечер после концерта он нашёл музыкантов и заявил, что такому оркестру место не в провинции, а в Москве.

1 октября 1956 года приказом Министра культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь, о которой так долго мечтали джазмены. Только за первый год работы оркестранты объехали 82 города СССР.

В том же году Лундстрем стал членом Союза композиторов.

За последующие годы коллектив объездил более 300 городов Советского Союза и десятки - за рубежом, дав более 10 тысяч концертов. Сотни тысяч зрителей посетили эти концерты, миллионы слушали их по радио и смотрели по телевидению.

На студии «Мелодия» помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки было записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра.

В 1964 году Лундстрем получил, наконец, квартиру в Москве, и окончательно перебрался в столицу.

В 1973 году Олег Лундстрем был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1984 году -  «Народный артист РСФСР».

Оркестр Лундстрема был неизменным участником крупных международных джазовых фестивалей: «Таллин-67», «Джаз Джембори 72» в Варшаве, «Прага-78» и «Прага-86», «София-86», «Джаз в Дюктауне-88» в Голландии, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), «Гренобль-90» во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов «Иматра-92» в Финляндии, международный джазовый фестиваль в Санта-Барбаре (США, 1998) и т.д..
В 1994 году оркестр Олега Лундстрема отметил 60-летний юбилей и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр.

В 1996 Лундстрем был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

В ноябре 1998 года оркестр Лундстрема стал первым джазовым коллективом, выступившим в Большом зале Московской консерватории.

В 2003 году Лундстрем отошел от управления оркестром и передал свою дирижерскую палочку российскому джазмену Георгию Гараняну.

В одном из последних интервью на вопрос журналиста «Вы не устали от жизни?», Лундстрем ответил:

«Я отношусь к ней философски. Сейчас с увлечением читаю "Ноосферу" Вернадского. Моя жена говорила: "Ты неисправимый оптимист". Я стал ценить время, которое идет на творчество. Пора! Как Утесов сказал в старости: "Перед вами человек, которому без 13 сто". А мне уже "без 11 сто"… В 60 я понял: цель жизни — сама жизнь. Смысл бытия в том, что тебе дано, как говорят китайцы, "вечностью", а европейцы — "Богом". Мне ближе "вечность"».

Олег Лундстрем умер в ночь с 13 на 14 октября 2005 года на своей даче в подмосковном поселке Валентиновка, где жил в последние годы. Похоронен, согласно его завещанию, рядом с родными на кладбище в дачном поселке Соколовка Щелковского района Московской области.

 

 
Олег Лундстрем, 1999 год

Чем знаменит

Оркестр Олега Лундстрема, биг-бэнд без струнных,  стал первым советским коллективом, исполнявшим настоящий оркестровый джаз. Лундстрем, которого  называют «патриархом российского джаза», был бессменным руководителем оркестра в течение 65 лет. Его имя было внесено в Книгу рекордов Гиннесса. Ему пожалована специальная грамота ЮНЕСКО за заслуги перед мировым искусством.

Лундстрем -  автор джазовых композиций «Интерлюдия», «Мираж», «Юмореска», «Пролог», «Бухарский орнамент», «В горах Грузии», симфоний сюит, театральной музыки.

По словам композитора Оскара Фельцмана, «жизнь Лундстрема была неотделима от жизни нашей страны: он был королем джаза в Советском Союзе и был чрезвычайно востребован в новой России».

Олег Лундстрем был удостоен почетного звания доктора наук Международной академии наук Сан-Марино. Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (1994). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 1997 год (вручена в 1998 году) - за концертные программы 1992-1997 годов.

Американская Библиографическая ассоциация в 1998 году назвала его «Человеком года».

 

О чем надо знать

Олегу Лундстрему все-таки довелось встретиться лично со своим кумиром Дюком Эллингтоном. Встреча состоялась в  1971 году,  когда Эллингтон, уже перешагнувший 70-летний рубеж, приехал в Москву.

Сам Лундстрем так вспоминал об этой встрече: «Когда меня подвели к Эллингтону… я ему сказал: "Знаете, мистер Эллингтон, если бы не вы с вашим оркестром, то я стал бы не музыкантом, а инженером… А вашу пластинку «Старый добрый Юг» я храню до сих пор. Коллекционеры предлагают за нее любые деньги. Но её место — в музее в Чите. Там собираются открыть улицу Лундстремов". Эллингтон отреагировал: "Как интересно! Чтобы русский с Байкала (а он про Сибирь только и знал, что там Байкал и медведи) вдруг услышал мою запись и решил стать музыкантом!.." Потом взял меня за плечо и прибавил с горечью: "Но как давно это было…"».

 

Прямая речь

О намерении стать инженером: «Я могу сказать, что Харбинский политехнический институт отличался от всех остальных тем, что учил не абстрактному — сделайте какой-то проект — а совершенно конкретному. У меня был железнодорожный мост через конкретную реку. Меня даже кто-то спросил: а этот мост построили? Может, и построили. Весь проект был рассчитан с начала и до конца: и глубина русла, и быки, всё. На втором курсе у меня был этот проект, и я совершенно не собирался быть музыкантом».

Об оркестре: «Когда мне исполнилось шестьдесят, я в первый раз в жизни серьезно задумался: "Но почему же мы до сих пор живы?" Биг-бэнд Бенни Гудмена распался в сороковых, Томми Дорси — еще раньше. Знаменитейший оркестр Арти Шоу, составленный из одних великих, - тогда же. У нас в оркестре примерно такой же беспорядок, как у Дюка Эллингтона: кто-то спорит из-за аранжировки, кто-то прочищает тромбон. Да и я, в общем, ничего особенного не делаю: составляю программы, мы играем. Все, как у других. Но сейчас я знаю точно: если бы в свое время я сам собрал оркестр, он давно бы уже распался. И не потому, что я такой плохой. А потому, что положение "я хозяин — ты подчиненный" не имеет никакого отношения к искусству. И никакая сильная рука не продержит столько лет коллектив. Только бескорыстная любовь к делу, которое ты делаешь».

 

10 фактов об Олеге Лундстреме

  • Олег Лундстрем был правнуком шведского подданного, «кузнечного подмастера» Карла Августа Лундстрема, приехавшего в Россию во второй половине XIX века.
  • Дед Олега Лундстрема Франц Карлович был лютеранином, поэтому по принятой у католиков традиции дал сыну еще и второе имя — Виктион. Таким образом полное имя отца Олега было Леонид Виктион Францевич Лундстрем. В 1937 году – через два года после возвращения на родину - Леонид Лундстрем был арестован. Он погиб в лагерных застенках НКВД в 1944 году, так и не увидев больше свою семью.
  • На самом деле правильно фамилия музыканта произносится ЛУндстрем – с ударением на первый слог. Именно так она звучала во время его жизни и в Харбине, и в Шанхае. «Но как только высадился в Находке в 1947, то сразу же стал ЛундстрЕм. Не знаю, почему в России меня стали произносить с французским акцентом?», - писал джазмен читинскому краеведу Вадиму Перминову.
  • С 1940 года Олег Лундстрем был членом правления международного профессионального союза музыкантов в Шанхае, а впоследствии - казначеем этого союза и вице-председателем.
  • В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, оркестр Олега Лундстрема в полном составе подал заявление в Советское генеральное консульство с просьбой отправится добровольцами на фронт. Однако им было отказано.
  • Ни от харбинского, ни от шанхайского периодов оркестра Олега Лундстрема никаких звукозаписей не осталось.
  • В Казанском драматическом театре имени Качалова, где Лундстрем работал заведующим музыкальной частью, он встретил свою любовь — актрису Галину Жданову, с которой прожил всю жизнь.
  • Лундстрем был одним из немногих джазовых дирижеров, использовавших дирижерскую палочку. Она была фирменной приметой Олега Лундстрема и частью имиджа оркестра.
  • Именем Олега Лундстрема названы улицы в Чите и Казани.
  • В 1998 году в Москве на площади Звезд открыта именная плита Олега Лундстрема.

 

Материалы об Олеге Лундстреме:

Олег Леонидович Лундстрем. Биографическая справка

Биография Олега Лундстрема на сайте histmusic.ru

Лундстремы: Читинская история

Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию)

Век джаза Олега Лундстрема

Олег Лундстрем. Основные этапы творческого пути джазмена

В последнем интервью Лундстрем ответил на вопрос: «Вы не устали от жизни?»

Статья об Олеге Лундстреме в Википедии

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).