будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 13, 2025
Человек дня

Мемория. Павел Громушкин

Мемория. Павел Громушкин
gromushckin
Павел Георгиевич Громушкин

20 июня 1913 года родился Павел Громушкин, советский разведчик и художник.

 

Личное дело

Павел Георгиевич Громушкин (1913—2008) родился 20 июня 1913 года, вырос в Москве, с детства увлекался рисованием. После окончания семилетки поступил учеником в московскую типографию «Рабочей газеты». «Моя бабушка говорила мне, что отец был иконописцем, правда, его работ я никогда не видел, — вспоминал он. — Брат тоже хорошо рисовал. До поступления в разведку я думал, что рисование будет моей основной специальностью. Когда в 20-х годах наша семья переехала в Москву, моим вторым домом стал пионерский отряд, который опекала типография "Рабочей газеты". Я оформлял альбом отряда, и мои рисунки понравились техническому директору типографии. Мне было 13 или 14 лет, когда он привел меня в типографию в качестве ученика гравера».

Впоследствии Громушкин несколько лет проработал в типографии газеты «Правда», где много общался и дружил с Кукрыниксами, Борисом Ефимовым и другими известными художниками, занимался в изостудии, где преподавали Кукрыниксы, затем поступил на заочное отделение в Полиграфический институт. «"Правда" дала мне квартиру, мебель, я женился. А потом меня вдруг вызвали в райком комсомола: "В органы работать пойдешь?". Я ответил, что хочу быть художником. Позвали второй раз — я опять отказался. Когда в третий раз привели на Лубянку, я уже не стал возражать, согласился», — описывал тот период художник.

В 1938 году был зачислен в иностранный отдел НКВД младшим оперуполномоченным. В следующем году, после ареста Николая Ежова на базе иностранного отдела был создан 5-й отдел разведки. Переаттестовывал Громушкина лично Лаврентий Берия. «После того собеседования меня направили в 1-е отделение, которое занималось документацией. Моим непосредственным начальником и первым учителем-наставником был австриец-коммунист Георг Миллер, полиграфист по профессии и удивительно умный, обширных познаний человек. С Георгом мы постепенно сдружились, он ко мне хорошо относился, во всем помогал и с первых дней не боялся доверять мне самостоятельно выполнять задания», — рассказывал Громушкин. Поначалу в отделе было всего три человека, «и о нас никто толком ничего не знал — в комнату, где мы сидели, никого не пускали. Ведь мы занимались изготовлением паспортов и других документов для работы наших разведчиков за границей».

С января 1941 по февраль 1942 года выполнял спецзадание в Болгарии: «Приходили иностранцы. Если попадались интересные документы, я их обрабатывал: фотографировал, выяснял, при помощи каких красок они были изготовлены, какими чернилами сделаны подписи. Но главной задачей была обработка документов и материалов, полученных от агентуры в этой болгарской "точке". Наиболее серьезная политическая информация по ключевым проблемам, связанным с деятельностью стран оси Берлин — Рим — Токио, поступала от высокопоставленного сотрудника одного из иностранных представительств в Болгарии, которого завербовал наш разведчик Василий Иванович Пудин».

После возвращения в СССР в 1942 году рисовал немецкие документы для партизан: «Когда немцы вошли к нам на территорию, они выпустили такое количество различных документов, что просто сами запутались. Даже чтобы на рынок поехать или к родственнику в соседнее село, надо было предъявить какую-то справку. Какую только бумагу они не использовали! Делали документы и на газетной бумаге, и на тетрадных листах, но относились к этому очень щепетильно — для них более важно было, чтобы там обязательно стояла хорошая печать со свастикой».

После войны отдел по изготовлению документов разросся: «Нас стало больше, потому что мы постепенно направляли своих людей под разные "крыши": в ОВИР, другие организации. Во всех "точках" — по резидентурам — тоже работали наши сотрудники. И потом, кроме основной работы в Москве, я ездил в командировки в Минск, Баку, другие города — обучал специально выделенных мне людей, которые должны были впоследствии заниматься обработкой документов», — вспоминал Громушкин.

В 1979 году он ушел на пенсию. В феврале 2008 года в Центральном Доме журналиста состоялась выставка картин Павла Громушкина «Портреты, люди, судьбы. Творческий отчет». На выставке были показаны портреты легендарных разведчиков, с которыми был знаком художник.

Павел Громушкин скончался 16 мая 2008 года в Москве на 95-м году жизни.

 

Чем знаменит

 
Павел Громушкин

Легенда советской разведки. Единственный известный сотрудник КГБ, изготовлявший высококлассные документы для целого ряда разведчиков. Громушкин доказывал: «Есть масса примеров, подтверждающих высокое качество нашей работы. Взять хотя бы случай, произошедший со знаменитой парой нелегалов — Галиной Ивановной и Михаилом Владимировичем Федоровыми, которые проработали во внешней разведке более сорока лет. Как-то в послевоенный период одному европейскому чиновнику что-то показалось неправильным в их свидетельстве о браке. Состоялся суд, который признал, что этот документ действителен, после чего супруги получили швейцарское гражданство и выехали на работу в Швейцарию.

А легендарный разведчик и мой друг Вильям Генрихович Фишер — Рудольф Абель въехал и благополучно обосновался в США по собственному английскому свидетельству о рождении. Американцы не заметили ничего подозрительного, хотя на этом подлинном документе мне пришлось выводить-вытравливать штамп о советском гражданстве — его поставили в милиции, когда в 1920 году Вилли с родителями-революционерами прибыл из Англии в советскую Россию».

 

О чем надо знать

Берия в 1939 году лично переаттестовывал сотрудников НКВД, о чем Громушкин вспоминал: «Всех нас тогда собрали в одном зале среди шикарно одетой публики в иностранных костюмах. Многие из этих людей знали несколько иностранных языков, бывали в длительных загранкомандировках… Конечно же, я, простой рабочий паренек, был немного смущен, когда впервые в жизни оказался в такой обстановке. [Один из организаторов сталинских репрессий Владимир] Деканозов передавал Берии каждое дело, тот его раскрывал и беседовал.

Особенно меня удивили вопросы, которые Берия задавал "старикам"-разведчикам: "Кто тебя завербовал?" — "Работал на Родину, никто не вербовал". — "Иди". Вызвали и меня: "Где ты живешь?" — "В Марьиной роще". — "А с фальшивомонетчиками знаком?". Отвечаю, что нет. Берия покачал головой: "Плохо!". Потом задавал еще какие-то вопросы. Еще запомнилось — в зале сидела высокая девушка-переводчица. Берия ее спросил: "Почему такая худая? Больная, что ли?". Та ответила: "Я здорова. Ничем не болею". Тогда он повернулся к Деканозову и говорит: "Дай ей путевку, пускай съездит отдохнет куда-нибудь».

 

Прямая речь:

О своей работе (из интервью «Военно-промышленному курьеру», 2008): «Вообще, на мой взгляд, процесс изготовления документации — это самый сложный процесс во всей разведке. Надо было не только изготовить сам документ, нужно было знать порядок его выдачи, массу других особенностей. Все это требовало очень большой точности, профессионализма. К тому же, как я уже сказал, специалистов было мало, и я сразу включился в работу. У нас [в НКВД к 1939 году] была колоссальная картотека документов со всего мира.

Я поддерживал контакты с МИД, ОВИР, и когда иностранцы приезжали в нашу страну, какие-то документы фотографировались, описывались, эти данные вносились в соответствующие каталоги. А какие-то документы доставлялись к нам из резидентур.

У нас были целые альбомы образцов печатей, бумаги, красок, чернил, карандашей, перьев, скрепок и так далее. Все это было строго пронумеровано, и когда надо было что-либо подписать или написать, мы пользовались этой картотекой. Людей мы фотографировали тоже по образцам из картотеки. В предвоенные годы больше в ходу были немецкие, австрийские, французские, швейцарские, чешские документы. Они предназначались для людей, которых направляли на нелегальную работу за рубеж, знавших соответствующие языки».

О системе защиты в документах: «Трудно было делать американские документы. Потому что в американском паспорте на странице, где наклеивалась фотография, ставились две выпуклые печати: с одной стороны синяя, с другой — красная. Это очень сложно было сделать. А вообще в каждом документе были свои химические или другие секреты изготовления: где-то черточка не доведена до конца, где-то имелось какое-нибудь пятнышко или что-то еще».

О галерее разведчиков: «Когда был жив Абель, мы очень с ним дружили: он ко мне приходил домой, я — к нему. Он любил рисовать, как и я, и мы очень часто вели разговоры на эту тему. Так и зародилась совместная идея — создать галерею разведчиков. Абель много рисовал: дома, пейзажи, портреты людей. Он и мне много рисунков подарил. Потом, когда его арестовали, даже в американской тюрьме рисовал поздравительные рождественские открытки для арестованных, которые они потом посылали своим близким. Его рисунки всем очень нравились… Но, когда он вышел из тюрьмы и вернулся на Родину, как-то так и не сложилось вместе осуществить задуманное — создать альбом разведчиков. И все же, уйдя на пенсию, я начал постепенно рисовать портреты людей с натуры или с фотокарточек. Ну а потом руководство запретило мне держать портреты разведчиков в одном месте в большом количестве. Я продолжал рисовать, но ни о каком издании альбома уже разговор не шел».

 

7 фактов о Павле Громушкине:

  • В юности был мастером спорта по волейболу.
  • В Болгарии любил погонять на своем мотоцикле «БМВ»: «Я осуществил свою давнюю мечту — купил себе мотоцикл "БМВ" и в выходные дни любил выезжать с товарищем (он был на "Форде") за город. Гонять любил быстро, но ездил еще плохо и часто падал. В ста километрах с небольшим от Софии есть старинный монастырь, и пока я там находился, монахи оказывали мелкие услуги: кто сломанную подножку у мотоцикла сделает, кто фару починит».
  • Был награжден орденом Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами «Знак Почета»: «У меня есть много наград: и советских, и болгарских, и ГДР. Но мне наиболее запомнилось, как я получил первый орден — "Знак Почета" — из рук [руководителя 4-го Управления НКВД (разведка, террор и диверсии в тылу противника) Павла] Судоплатова. У нас с ним сложились очень хорошие отношения. Когда его выпустили после ареста, я к нему очень часто заходил, и мы подолгу беседовали о партизанском движении».
  • В 1987 году за серию портретов разведчиков был удостоен звания Заслуженный работник культуры РСФСР.
  • В 2002 году в издательстве «Добросвет-2002» вышла его книга воспоминаний «Разведка: люди, портреты, судьбы», проиллюстрированная портретами автора. В 2007 году по книге был снят одноименный фильм.
  • Несколько портретов, выполненных Громушкиным, побывали на МКС. Так, в 2002 году, на станции были два портрета Юрия Гагарина: «Один из них, с бортовой печатью МКС, возвратившись на землю, передал мне [российский космонавт Юрий] Лончаков, подняв для меня его ценность до невероятных высот». Второй остался на орбите. Позднее в космосе побывали портреты Пушкина (после возвращения на землю портрет хранится в Государственном музее поэта), глазного хирурга Святослава Федорова, Владимира Высоцкого и Юрия Никулина.
  • Внучка разведчика — Наталья Громушкина — российская актриса театра и кино.

 

Материалы о Павле Громушкине:

Биография разведчика в Википедии

Биография на сайте «Музей портрета»

Биографическая справка на сайте СВР

Как создавались документы прикрытия для разведчиков-нелегалов

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).