19 июня 1958 года родился хоккеист Сергей Макаров.
Личное дело
Сергей Михайлович Макаров (60 лет) родился в Челябинске. Его мать происходила из семьи мелких торговцев, которые после революции подались из Петербурга на Урал. Отец вырос в Белоруссии, во время войны был угнан в плен, работал на немецком пивоваренном заводе. После окончания войны его откомандировали в Челябинск.
Сергей увлекся хоккеем вслед за двумя старшими братьями — Николаем и Юрием.
Окончив школу в 1976 году, Макаров-младший поступил в Челябинский институт физкультуры. В том же году его пригласили в главную хоккейную команду города — «Трактор», где уже играл его брат Николай. Сергей поначалу был защитником, затем переквалифицировался в нападающие.
Он отыграл за «Трактор» два сезона, после чего получил повестку в военкомат. Подающие надежды спортсмены в то время проходили службу в спортивных командах Вооруженных сил СССР. Так Макаров начал выступать за московский ЦСКА, задержавшись в команде до 1989 года.
В 1979 году на чемпионате мира он забросил восемь голов и был признан лучшим снайпером турнира. После победы в первенстве Макаров получил звание заслуженного мастера спорта СССР.
В 1980-х играл в составе знаменитой пятерки, в которую также входили Игорь Ларионов (центральный нападающий), Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов (защитники) и еще один нападающий Владимир Крутов.
Макарова признавали лучшим бомбардиром чемпионатов 1983, 1985 и 1986 годов.
Вместе с национальной сборной стал чемпионом Олимпийских игр 1984 и 1988 годов, серебряным призером зимней Олимпиады 1980 года.
С 1989 года Макаров играл в НХЛ. Выступал за канадскую «Калгари Флэймз» (1989—1993), американские «Сан-Хосе Шаркс» (1993—1995) и «Даллас Старз» (1997). В 1997 году также успел поиграть за швейцарский клуб «Фрибур-Готтерон».
Завершив игровую карьеру, Макаров поселился в Калифорнии, где открыл свой бизнес. Также работал тренером в американской хоккейной школе.
В 2003 году вернулся в Россию — по предложению главы Госкомспорта, бывшего партнера по ЦСКА и сборной Вячеслава Фетисова возглавил Агентство физкультурно-спортивных мероприятий. Помогал развитию хоккея в Челябинске.
Затем Макаров был гендиректором «Ночной хоккейной лиги». Некоторое время курировал конференцию «Урал» этой любительской лиги.
Время от времени Сергей Макаров принимает участие в ветеранских матчах, в том числе в «Ночной хоккейной лиге».
Чем знаменит
В составе сборной СССР Макаров восемь раз становился чемпионом мира (1978, 1979, 1981—1983, 1986, 1989, 1990). Выигрывал Олимпийские игры 1984 и 1988 годов, был серебряным призером зимних Игр-1980.
Спортсмен вошел в символическую сборную шести лучших хоккеистов столетия Международной федерации хоккея (IIHF). 24-й номер, под которым играл Макаров, в 2008 году был изъят из обращения в ЦСКА.
В 1989—1997 годах хоккеист успешно выступал в НХЛ, играя за «Калгари Флэймз» (Канада), «Сан-Хосе Шаркс» и «Даллас Старз» (оба — США).
О чем надо знать
Старшие браться Макарова также добились успехов в хоккее. Николай Макаров долгое время был ведущим защитником «Трактора» (Челябинск), с 1987 по 2002 год возглавлял челябинскую команду «Мечел» (ныне — «Челмет», выступает во втором дивизионе). Юрий Макаров — судья международной категории, директор челябинской детской хоккейной школы имени Сергея Макарова.
Прямая речь
О первых шагах в хоккее: «Мне повезло с тренером. Это был Виктор Иванович Стариков, отец известного советского хоккеиста, защитника, двукратного олимпийского чемпиона Сергея Старикова. А на коньки меня поставил старший брат Николай. Коля начал водить меня на стадион "Восход" Челябинского трубопрокатного завода, когда мне еще и трех лет не исполнилось. <…>
Без всякого преувеличения могу сказать, что тренер был нам вторым отцом. А родителям некогда было ходить на наши тренировки. Они были заняты, вкалывали на заводе, чтобы детей прокормить. Так что мы, в принципе, зимой и летом воспитывались на стадионе.
Если бы первый наставник не привил нам любовь к хоккею, то, наверное, мы не проводили бы столько времени на льду. Это не было нам в тягость. Никто нас не заставлял. Мы сами использовали чуть ли не каждую свободную минуту, чтобы поиграть в хоккей. И до сих пор мне не надоело надевать коньки».
Об игре в пятерке Ларионова:
— Сергей Михайлович, вы как-то сказали, что, играя в ЦСКА, забить гол в ворота соперников — значит обыграть девять игроков. Это как так?
— Все правильно — я имел в виду пятёрку соперников и четырех партнеров по команде. Дело в том, что в ЦСКА были стерты грани между форвардами и защитниками, особенно в первой пятерке. Представьте, мы даже порой сами не знали, что сделает в следующую секунду партнер. Те же Фетисов с Касатоновым иногда вдвоем оказывались на пятачке команды соперников и забивали голы, а тройка форвардов страховала их на синей линии (улыбается).
— Представить себе такое сложно, тем более если это тройка, знаменитая на весь мир: Макаров — Ларионов — Крутов.
— Да. Мы только потом узнали, что наши действия изучали шведские специалисты. Там даже целый курс института физкультуры был задействован – в течение года снимали видео с участием нашей игры, разбирали нашу игру по косточкам, пытались найти какое-то логическое объяснение. Спустя некоторое время нас спрашивали – как же так, мы так и не смогли понять все ваши тактические построения. Мы им ответили примерно следующее: «Вы занимались бесполезным занятием, потому что мы сами порой не знаем, что сделаем в следующий момент». Мы не играли по шаблону, была взаимозаменяемость и взаимовыручка.
Об игре в НХЛ («Советский спорт», ноябрь 2016):
— Как вы отреагировали, когда вас выбрали на драфте НХЛ [в 1983 году]?
— Да никак. Посмеялись только. Наше поколение все на драфте побывало. Просто узнал, что меня «Флэймз» выбрал. Но никто не думал, что там буду играть. Только в 1986-87 годах пошли какие-то изменения. К Олимпиаде-88 в Калгари начались разговоры, стали появляться агенты. Они уже почувствовали, что в стране теперь другая политика.
— Живи мы в идеальном мире, вы хотели бы всю карьеру провести в НХЛ? Или как сейчас: половина хоккейной жизни в СССР, половина — за океаном?
— Да что загадывать? Я никогда не мечтаю. Живу только настоящим. И счастлив, что смог повидать два мира.
До нас уезжать в НХЛ было невозможно. Мы попали туда первыми. А теперь — пожалуйста, можно ехать, кто куда хочет.
Нам повезло. Однозначно! На наших глазах старшее поколение просто ушло из хоккея. Мы же успели не просто в Америку съездить, а там поиграть. Посмотреть, каким бывает другое отношение к хоккею.
— Продлили вам век в спорте.
— Мы сами себе продлили. Нашу пятерку в 30 лет уже «хоронили». Тогда всех под одну гребенку стригли, из спорта списывали. Но мы с ребятами сумели доказать, что это неправильно, и каждый доиграл до сорока».
7 фактов о Сергее Макарове
Материалы о Сергее Макарове: