будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 17, 2025
Человек дня

Мемория. Светлана Алексиевич

Мемория. Светлана Алексиевич
1
Светлана Алексиевич. Источник: Sergento / CC BY-SA 4.0

31 мая 1948 года родилась Светлана Алексиевич, писательница, лауреат Нобелевской премии

 

Личное дело

Светлана Александровна Алексиевич (68 лет) родилась 31 мая 1948 года в Ивано-Франковске в семье военнослужащего. Отец – белорус, мать – украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину, где родители работали сельскими учителями.

В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области. Работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырского района, журналистом газеты «Припятская правда» в Наровле. Заработав в соответствии с требованиями того времени два года трудового стажа, в 1967 году поступила на журфак Белорусского государственного университета. Во время учебы несколько раз становилась лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

Окончив университет в 1972 году, работала в «Маяке коммунизма» – районной газете в Берёзе Брестской области, затем в «Сельской газете», в 1976–1984 годах возглавляла отдел очерка и публицистики журнала «Нёман». В 1983 году принята в Союз писателей СССР.

Алексиевич не сразу нашла свой голос – писала и рассказы, и публицистику, и репортажи. Итогом оказался сплав всех этих жанров. Решающее влияние на ее выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его книги «Я – из огненной деревни» и «Блокадная книга». Именно он разработал этот жанр, новый для белорусской и русскоязычной литературы в целом, для которого и сам не мог подобрать точного названия.

Первым полноценным опытом Алексиевич стала написанная в 1983 году книга «У войны не женское лицо» – собранные под одной обложкой воспоминания женщин-фронтовичек. Книга два года «без движения» лежала в издательстве, а автора обвиняли в пацифизме, натурализме, развенчании героического образа советской женщины. Дело осложнялось и тем, что к тому времени у Алексиевич уже была стойкая репутация антисоветчицы и диссидентки.

Ситуация изменилась с приходом к власти Михаила Горбачева. Книга вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и так далее. Ее приветствовали известные писатели-фронтовики: Вячеслав Кондратьев, Григорий Бакланов, Даниил Гранин, Булат Окуджава и другие.
В том же году вышла и вторая книга, тоже около года ждавшая своего часа – «Последние свидетели». Пользуясь тем же приемом, Алексиевич на сей раз показала Великую Отечественную глазами переживших ее детей.

В 1989-м писательница обратилась к трагической современности: «Цинковые мальчики» стали рассказом о войне в Афганистане. Эффект от нее был сильнее, чем от предыдущих: многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На нее обрушились в первую очередь военные и коммунистические газеты.

В 1993 году вышла новая книга «Зачарованные смертью»: рассказ о тех, кто покончил с собой или пытался это сделать, не выдержав крушения социалистических идеалов. В 1997 году увидела свет «Чернобыльская молитва», которую сама писательница определила как «хронику будущего»: книгу не о Чернобыле, а о мире после него – как люди живут в нем и обживают его, совершенно новый.

Последняя на сегодняшний день книга Алексиевич «Время секонд хэнд», вышедшая в 2013 году, посвящена проблеме влияния истории страны на сознание ее граждан, в частности формирование феномена «советского человека».

 

 
Светлана Алексиевич. Фото:  Elke Wetzig

Чем знаменита

В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за ее многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». Светлана Алексиевич – первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии. Впервые за полвека премия была присуждена писателю-документалисту.

 

О чем надо знать

Самая первая книга Алексиевич «Я уехал из деревни» (монологи людей, покинувших родные места) была написана в 1976 году и подготовлена к печати. Однако набор книги был рассыпан по указанию отдела пропаганды ЦК компартии БССР за критику  паспортного режима и «непонимание аграрной политики» партии. Впоследствии автор сама признала книгу слишком «журналистской» и от публикации отказалась.

Как бывает нередко, первая книга Алексиевич осталась и самой известной. К 40-летию Победы Анатолий Эфрос поставил в Театре на Таганке спектакль «У войны не женское лицо». Более известной, однако, стала постановка Геннадия Тростянецкого в Омском государственном театре; этот спектакль шел в десятках театров по всей стране.

Известный белорусский режиссер Виктор Дашук в соавторстве с Алексиевич создали цикл документальных фильмов – семь картин – с одноименным названием. Киноцикл был отмечен Государственной премией СССР, «Серебряным голубем» на фестивале документальных фильмов в Лейпциге.

Фильмы «Стыд» и «Я из повиновения вышел» были поставлены режиссером Сергеем Лукьянчиковым по «Цинковым мальчикам». Режиссер Геннадий Городний фильм «Крест» по «Чернобыльской молитве».

 

Прямая речь

О жанре: «Я долго искала себя, хотелось найти что-то такое, чтобы приблизило к реальности, мучила, гипнотизировала, увлекала, была любопытна именно реальность. Схватить подлинность – вот, что хотелось. И этот жанр – жанр человеческих голосов, исповедей, свидетельств и документов человеческой души мгновенно был мной присвоен. Да, я именно так вижу и слышу мир: через голоса, через детали быта и бытия. Так устроено мое зрение и ухо. И все, что во мне было, тут же оказалось нужным, потому что требовалось одновременно быть: писателем, журналистом, социологом, психоаналитиком, проповедником...»

О российской истории XX века: «Если оглянуться назад; вся наша история – советская и постсоветская – это огромная братская могила, море крови. Вечный диалог палачей и жертв. Вечные русские вопросы: что делать? И кто виноват? Революция, ГУЛАГ, Вторая мировая война и спрятанная от своего народа война в Афганистане, крах великой империи, под воду ушел гигантский социалистический материк, материк-утопия, а теперь новый вызов, космический вызов – Чернобыль. Вызов уже – всему живому. Все это – наша История. И это – тема моих книг. Мой путь... Мои круги ада... От человека к человеку...»

О главной цели поисков: «Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить».

О причине обращения к документалистике: «Искусство о многом в человеке и не догадывается».

Критик Лев Аннинский о Светлане Алексиевич (из предисловия к двухтомнику): «Мы имеем уникальную работу, сделанную, может быть, впервые в русской (или точнее, советской и постсоветской) культуре – прослежена, задокументирована, художественно обработана жизнь нескольких десятков поколений и сама реальность 70 лет социализма: от революции 17-го года через Гражданскую войну, молодость и гипноз великой Утопии, сталинский террор и ГУЛАГ, Великую Отечественную войну и годы краха материка социализма – до сегодняшних дней. Это – живая история, рассказанная самим народом и записанная, услышанная, выбранная талантливым и честным летописцем».

 

9 фактов о Светлане Алексиевич

  • Общий тираж книги «У войны не женское лицо» составил 2 млн экземпляров
  • Алексиевич стала первым русскоязычным нобелевским лауреатом после Иосифа Бродского
  • В числе наград Алексиевич – премия Андрея Синявского «За благородство в литературе»,  российский «Триумф» и другие
  • Чтобы написать «Цинковых мальчиков», Алексиевич четыре года ездила по стране и  летала в Афганистан
  • В 1992 году в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики», но усилиями демократической общественности процесс был свернут
  • В начале 2000-х Алексиевич жила в Италии, Франции, Германии; вернулась в Белоруссию в 2013 году
  • Перу писательницы принадлежит сценарий 21 документального фильма
  • Книги Алексиевич изданы в 20 странах мира
  • Алексиевич считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе еще два года назад, но ее «обошла» канадская писательница Элис Манро

 

Материалы о Светлане Алексиевич

Сайт Светланы Алексиевич

Статья о Светлане Алексиевич в Википедии

Светлана Алексиевич: «Я не думала, что русское общество до такой степени больное»

Светлана Алексиевич: «Всем мужества идеализма»

Горький Нобель. Почему читать книги Светланы Алексиевич важно, но страшно

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).