27 марта 1839 года родилась Вера Лядова, первая примадонна русской оперетты
Личное дело
Вера Александровна Лядова (1839—1870) родилась в Санкт-Петербурге в артистической семье. Ее отец Александр Николаевич Лядов был балетным дирижером императорских театров; дядя Константин Лядов — главным капельмейстером русской оперы в Петербурге.
C 10 лет Вера обучалась в Императорском Санкт-Петербургском театральном училище, где числилась среди самых способных учениц. С середины 1850-х годов она уже выступала в балетных дивертисментах и антрактах на императорской Александринской сцене, сразу завоевав признание публики и внимание прессы. После выпуска из Театрального училища Лядова в марте 1858 года была принята в балетную труппу Петербургских Императорских театров. К этому моменту она уже успела покорить взыскательную петербургскую балетную публику. Театральные критики того времени отводили Лядовой место «первой характерной танцовщицы петербургского балета».
В 1865 году Вера Лядова дебютировала на драматической сцене в роли крестьянки Анюты в водевиле «Барская спесь и Анютины глазки» на сцене Александринского театра. В 1868 году играла в Каменноостровском театре в водевиле «Мельничиха в Марли» и в нескольких пьесах Красносельского театра, но роли в устаревших водевилях не принесли ей значительного успеха.
Успех и признание к Лядовой пришли после исполнения роли Елены в оперетте «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, поставленной в Александринском театре в 1868 году.
После «Прекрасной Елены» Лядова играла в более слабых опереттах, специально для нее переведенных или возобновленных: «Царство женщин», «Слабая струна», «Все мы жаждем любви», «Маленький Фауст», «Птички певчие» и др. По свидетельству современников, даже в этих ничтожных пьесах она была неподражаема.
Вера Лядова прожила короткую жизнь. Она умерла 5 апреля 1870 года в Петербурге в возрасте 31 года. Изначально была похоронена на Смоленском православном кладбище, но в 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Чем знаменита
Вера Лядова была первой примадонной русской оперетты, и именно она стала причиной беспрецедентного успеха этого музыкального жанра на Александринской сцене в конце 1860-х годов. Как отмечается в источниках, помимо великолепной сценической внешности, врожденной музыкальности, красивого голоса и прекрасной хореографии, она обладала юмором и «особым шиком каскадной опереточной актрисы». Она одинаково успешно выступала и в оперетте, и в балете, и в драме.
Зритель шел в Александринский театр «на Лядову». Ее имя в афише обеспечивало не просто полный сбор, но всякий раз — торжество, триумф «царицы канкана». Билеты на спектакль добывались чудом — лишь по предварительной записи, при этом за них были готовы заплатить в два, три, пять раз больше их настоящей цены. По словам М. О. Янковского, после постановки «Прекрасной Елены», петербургская императорская драма превратилась на 5-6 лет в настоящий театр оперетты с точки зрения репертуарного насыщения.
О чем надо знать
Неожиданный всплеск популярности оперетты в конце 1860-х годов вызвал шквал критики. В ней вообще и в «Прекрасной Елене» с Лядовой в частности моралисты усматривали виновников падения современных нравов, считая, что чем сильнее засилье «легкого» жанра и чем выше и развязнее задираются ноги в канкане, тем ниже опускаются нравы общества. Критик И.Игнатов, в частности, писал: «Оперетка прилепляется в эти годы к психике русского зрителя, опустошает его душу от последних остатков веры в человеческое совершенствование, населяет ее призраками, танцующими канкан над какими бы то ни было устоями».
Если в предреформенных 1850-х годах общество было полно надежд и энтузиазма, а театральный репертуар того времени пестрел названиями таких пьес, как «Общее благо», «Прогрессист-самозванец», «Демократический подвиг», то к концу 60-х - пореформенной эпохи – пришло время скепсиса и разочарованности, пишет в своем исследовании феномена Веры Лядовой Марина Корнакова. Публике надоели тенденциозные спектакли, купцы-самодуры, прогрессивные студенты и эмансипированные барышни, что, видимо, и определило бешеный успех нового жанра, бесцеремонно обходившегося со «святынями», игнорировавшего гражданскую озабоченность и высмеивавшего все и вся – от олимпийских богов до нравственных устоев.
Оперетта, символом которой была «царица канкана» Вера Лядова, нажила многочисленных недоброжелателей как в стане ревнителей старины, так и среди «прогрессистов».
А.Н.Островский писал в 1869 году: «Нам, русским драматическим писателям, нечего и думать о соперничестве с Оффенбахом: мы и не захотим прибегать к тем эффектам, к каким прибегает он. Мы должны будем или замолкнуть, или заранее обрекать свои пьесы на падение».
Однако недолгий триумф оперетты в Александринском театре и вызванный им накал страстей оборвались после внезапной смерти Веры Лядовой в 1870 году. Но и после смерти она продолжала оставаться мишенью для нападок: портрет артистки в роли Елены, украшавший ее надгробие, каждую ночь неизвестные расписывали грязными бранными словами. Днем их оттирали, но следующей ночью вандализм повторялся.
Прямая речь
«Она была лучшая из виденных когда-либо мной исполнительниц «благородных» мазурок и других польских танцев. Красавица с замечательной фигурой, она в мазурке с Ф.И.Кшесинским представляла незабываемое по красоте зрелище» - Е.О.Вазем о Вере Лядовой.
«Елена, какой сыграла ее Лядова, намечала вполне новый для русской сцены женский тип - не это ли причина такого отклика в публике и такой настороженности в прессе? Театр отразил новый женский тип, женский нрав из русской действительности: героиня, порывающая с традиционным «долгом», готовая идти на поводу у своих чувств, живущая в согласии с собственными прихотями, обольстительная, своевольная, своенравная... Такую героиню могла тогда вывести лишь оперетта, с ее «походом против устоев», развенчиванием идей, традиций, святынь. В Александринке оперетта не только опустошала душу зрителя скепсисом, насмешкой. Она еще и утверждала - в игре Лядовой - личность в ее самоценности вне «программ», «идей», «тенденций», женскую раскрепощенность, право жить прихотливыми чувствами, вне всякого рода заданности - моральной, идейной», - Марина Корнакова. «Дзынь-Ля-Ля»
5 фактов о Вере Лядовой
Материалы о Вере Лядовой
Марина Корнакова. «Дзынь-ля-ля»
Театральная энциклопедия. Лядова
Статьяо Вере Лядовой в Википедии