будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 1, 2025
Человек дня

Мемория. Виктор Славкин

Мемория. Виктор Славкин
Виктор_Славкин
Виктор Славкин. Источник: Евгения Давыдова/Wikimedia Commons

1 августа 1935 года родился драматург Виктор Славкин

 

Личное дело

Виктор Иосифович Славкин (1935-2014) родился в Москве, куда его отец, Иосиф Наумович Славкин, переехал из местечка Сновск в начале 1930-х годов. После окончания Московского станкоинструментального института работал сперва мастером производственного обучения, потом завучем в ремесленном училище в системе трудовых резервов. По воспоминаниям Виктора, отец был очень остроумным и артистичным человеком, прекрасным рассказчиком разных местечковых историй. «Он любил эти смешные истории рассказывать за столом, я помню их до сих пор и по ним представляю себе жизнь типичного еврейско-украинского местечка», - вспоминал впоследствии драматург.

Учился Виктор в единственной в Москве академической школе с  углубленным изучением предметов. Уже тогда у наго отчетливо проявились гуманитарные наклонности, хотя и точные науки давались ему хорошо. После школы поступил на строительный факультет МИИТа,  окончив который в 1958 году по распределению отработал три года как молодой специалист мастером в Загорске.

При этом Славкина  тянуло к литературному творчеству и театру. Пытаясь найти свою нишу, он поступил в авторскую группу эстрадной студии «Наш дом» при МГУ, которой руководили Марк Розовский, Альберт Аксельрод и Илья Рутберг.

В те времена отдушиной для творческих людей часто становилась самодеятельность. «Для нее можно было писать, в самодеятельности можно было играть, и свободы там было чуть больше, потому что широко это не транслировалось, а контроля на всё не хватало», - рассказывал драматург. Работая в Загорске, он параллельно писал для студии. «Мы много занимались поисками формы, добывали книжки Мейерхольда, изучали его биомеханику, и вся театральная Москва приходила к нам на спектакли. Театра на Таганке еще не существовало», - вспоминал Славкин.  Из студии «Наш дом» вышли такие известные артисты как Семен Фарада, Александр Филиппенко, Михаил Филиппов и другие.

Дебютировав в качестве автора юмористических рассказов, Славкин с начала 1960-х годов писал одноактные пьесы, которые ставились в театре-студии МГУ. Первую пьесу «Оркестр» он написал в 1963 году – о музыканте, который всю репетицию не может открыть футляр и достать инструмент. В 1966 году выпустил пьесу «Плохая квартира». Поставленная Марком Розовским на сцене театра-студии МГУ «Наш дом», пьеса получила популярность и шла потом во многих студенческих театрах страны.

Однажды на спектакль пришел драматург Михаил Львовский, который познакомил Славкина с Алексеем Арбузовым. В результате он попал на семинар молодых драматургов, которым Арбузов руководил. «Я считал, что на моем веку ничего в стране не изменится, что всю жизнь я буду читать свои пьесы, которые никто не ставит, пятнадцати своим друзьям из арбузовской студии. Это и будет моя среда», - полагал Славкин.

В то время пьесы Славкина практически не имели шансов быть поставленными в театре, поскольку как драматург он начинал с абсурдистских пьес. Он очень интересовался уже завоевавшим на западе свою публику театром абсурда, хотя в те времена получить информацию о нем было трудно. Славкин выписывал польские журналы, в частности «Пшекруй», где была постоянная рубрика «Сквозь очки Славомира Мрожека». Польшу в те времена называли  «самым веселым бараком социалистического лагеря». Благодаря помощи друга - писателя и переводчика Асара Эппель – Славкин научился немного понимать польский язык. Изучал он и ставший уже классическим западноевропейский абсурд.

В 1967-1984 годах Славкин работал в журнале «Юность». Был редактором отдела сатиры и юмора, который в 1956—1960 годах носил название «Пылесос», а с 1970 года — «Зелёный портфель». Работал, по  его словам, «фейком Галкой Галкиной».

В 1975 году Славкин написал пьесу «Взрослая дочь молодого человека» (по первоначальному замыслу — «Дочь стиляги»). В основе пьесы — вечный конфликт отцов и детей, сложные взаимоотношения бывшего стиляги Бэмса и его дочери — хиппи Эллы.

В 1978 году, в недолгий период «разрядки», начавшийся после поездки Брежнева в Америку, Славкину удалось по частному приглашению поехать в Париж. Там он посмотрел легендарные парижские спектакли по пьесам Ионеско «Лысая певица» и «Урок». По словам драматурга, это стало одним из самых ярких впечатлений той поездки.

В 1979 году режиссер Анатолий Васильев поставил пьесу «Взрослая дочь молодого человека» в своем театре «Школа драматического искусства». Постановка прогремела на всю страну, принеся автору широкую известность.

В 1980 году Славкин стал членом Союза писателей СССР.

В 1986 году в Театре на Таганке Анатолий Васильев поставил еще одну пьесу Славкина – «Серсо». Постановка стала культовой в среде театралов.

В 1996 году Виктор Славкин стал одним из создателей и ведущим телепередачи «Старая квартира» телекомпании АТВ, которая выходила до  2002 года.

«Идея этой программы принадлежит главе Авторского телевидения - Анатолию Малкину. Он же придумал и название, которое мне кажется очень удачным, ибо в нем обозначены и место действия, и герои, и интонация. Когда Малкин пригласил меня, это было точное попадание... он попал мне в душу. Я согласился сразу, но предупредил, что только разработаю концепцию программы и сделаю 8-10 передач, не больше. Но постепенно это так захватило меня, что я уже не мог оторваться. Это превратилось в личное дело, в личное пристрастие», - рассказывал Славкин.

После смерти жены Нины драматург вел уединенный образ жизни. Детей у пары не было.

В последние годы жизни Славкин тяжело болел – у него развилась болезнь Альцгеймера. Летом 2012 года, выйдя из дома, 77-летний писатель заблудился, а перед этим потерял ключи и паспорт. Когда его подобрала скорая помощь, он не понимал, где он, и не помнил своего имени. Для идентификации личности Славкина отвезли в полицию. Полицейские нашли в кармане его брюк клочок бумаги с номером телефона друга. Из отделения Славкина отправили в психиатрическую больницу им. Ганушкина №4, а после - в Боткинскую больницу.

Виктор Славкин скончался в Москве 16 марта 2014 года на 79-м году жизни. Похоронен на Востряковском кладбище рядом с родителями.

 

 
Виктор Славкин
youtube.com

Чем знаменит

Виктор Славкин - один из представителей литературного поколения шестидесятников. Настоящий успех пришел к нему после постановок Анатолием Васильевым его пьес «Взрослая дочь молодого человека» (1979) в Московском театре имени К.С. Станиславского и «Серсо» (1985) в Театре на Таганке. Эти спектакли стали основой репертуара созданного Васильевым театра «Школа драматического искусства».

 

О чем надо знать

Изначально Славкин по совету родителей подал документы в Станкин, который в свое время окончил его отец. Хотя, по его собственному признанию, у него не было «никакой склонности к машиностроению». На устном экзамене в институте получил двойку по литературе. «Это было невероятно: по этому предмету у меня всегда были хорошие оценки, не говоря о том, что я писал стихи!», - рассказывал драматург. Он на всю жизнь запомнил  фамилию экзаменатора -  Покровский.

У остальных «двоечников», как и него, оказались еврейские фамилии. Их родители пошли разбираться к ректору, где им признались, что поступило указание евреев отсеять. Это был 1953 год. «Единственное, что мы можем для вас сделать, – сказали в ректорате, – отдать документы и не фиксировать двойки на экзамене».

В итоге Славкин поступил на строительный факультет МИИТа, где преподавали, в частности, архитектуру, которая интересовала его гораздо больше машиностроения. «В этом смысле я благодарен товарищу Покровскому: он не пустил меня в Станкин, зато я попал на строительный факультет и косвенно прикоснулся к архитектуре», - рассказывал Славкин.

 

Прямая речь

О прототипах своих «Стиляг»: «Я любил джаз, собирал музыкальные записи, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Пикассо, но сам стилягой не был. Когда я писал "Взрослую дочь молодого человека", стиляги мне были интересны тем, что у них существовал протест на уровне быта. Эти ребята были на самом дне, поэтому с ними ничего нельзя было сделать. В каждом институте, как рассказал мне позже саксофонист Алексей Козлов, был свой Бэмс. И у нас в МИИТе был Бэмс, танцевавший "Чаттанугу-чучу". Он всегда знал, кто, когда и в каком институте будет играть джаз, все собирались вокруг него и шли на танцы. Когда этот человек, посмотрев в спектакле на героя, прототипом которого он являлся, пришел ко мне в журнал "Юность", где я заведовал отделом сатиры и юмора, первое, что он спросил: "Слушай, отчего Бэмс у тебя такой грустный? Я же веселый…" Я ответил: "Это ведь всё фантазия, выдумка, литература…"».

О встрече с драматургом-абсурдистом Эженом Ионеско: «Во время разговора я спросил: "Господин Ионеско, знаете ли вы, что ваши руки по локоть в крови молодых советских драматургов?" Ему стало интересно, он заулыбался. Я пояснил: если приносишь пьесу, где прослеживается знакомство с театром абсурда, то принимающая инстанция может сказать: ну, это Ионеско какой-то. И для пьесы это смертный приговор».

О современном театре: «Не надо на зрителя давить — он отшатывается, когда начинаешь что-то грубо ему навязывать. Знаете, как в дореволюционной рекламе писали: «Наше слабительное действует нежно и тонко, не прерывая сна». Вот так и в театре. Театр должен вложить свое послание, мысли и даже, может быть, свой пафос, но под видом ненавязчивого разговора со зрителем. Тогда он будет восприниматься. Так дают лекарства детям. Было время, когда надо было открыто говорить и расставлять акценты: кто хуже, кто лучше. Но это время прошло. Сейчас нельзя общаться с публикой как с дурочкой, которая ничего не знает».

Из письма Евгения Евтушенко в русский ПЕН-центр: «Господа руководители Пен Клуба, кто бы вы ни были сейчас, это Ваш прямой долг сделать все, употребить все общественные рычаги, чтобы помочь Славкину. Не дай Бог, угодить в психушку, они еще никому не помогали в нашей стране, а, увы, иногда и используются как инструмент отбора жилплощади. Я даю Вам разрешение использовать мою подпись во все высшие инстанции по поводу Славкина, писателя, создавшего когда-то незабываемую пьесу о так называемых стилягах с незабываемым Альбертом Филозовым в главной роли. <…>

Славкин - это знаковая фигура в нашей не только драматургии, но и в общественной жизни. Надо ему помочь быть окруженным заботой и, конечно, где будут понимать, с каким драгоценным человеком они имеют дело. Так что Попов в своем призыве к Пену полностью прав. Это дело Пена, и все его руководители должны действовать сообща и быстро».

5 фактов о Викторе Славкине:

  • Дядя Славкина работал трубачом в джаз-оркестре Леонида Утесова. Славкин рассказывал, что были времена, когда для легализации джаза Утесову приходилось читать отрывок из книги Горького, а потом, якобы, импровизировать на эту тему, исполняя композиции Элингтона.
  • Славкин был автором сценариев многих мультфильмов, последний из которых, «Гофманиада», был снят в 2008 году. Среди других его работ: «Тир», «Юбилей», «Черно-белое кино», «Большой подземный бал», «Если бы я был моим папой», «Расскажите сказку, доктор».
  • Виктора Славкина связывали многолетние дружеские отношения с писателем Василием Аксеновым. Славкину принадлежит фраза: «Все мы вышли из джинсов Аксенова».
  • В 1998 году за работу над «Старой квартирой» Славкин  был удостоен премии ТЭФИ.
  • Виктор Славкин несколько десятилетий вел уникальный дневник, в котором фиксировал свои встречи и разговоры с ровесниками и коллегами по литературному поприщу. За его жизнь накопилось 40 тетрадей. После смерти драматурга его дневник «с дружеским тщанием» разобрал и исследовал Марк Розовский. В итоге увидела свет посмертная книга Виктора Славкина «Разноцветные тетради "Записи на обратной стороне жизни"».

 

Материалы о Викторе Славкине:

Виктор Славкин: Абсурд с социалистическим лицом

Интервью Виктора Славкина журналу «Сеанс»

Статья о Викторе Славкине в «Российской газете»

Статья о Викторе Славкине в Википедии

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).