В ожидании Нового года «Полит.ру» попыталось подвести итоги уходящего 2006 года. На вопросы ответили ведущие аналитики российских инвестиционных компаний Ольга Беленькая (ИК. Финам), Дмитрий Парфенов (ИК Проспект), Ольга Шкред (ИК Financial Bridge).
Какое главное событие для российской экономики произошло в 2006 году?
Ольга Беленькая (ИК Финам) Я бы отметила несколько существенных событий: либерализация валютного регулирования с 1 июля 2006 г., начало работы механизма госинвестиций в инфраструктуру через Инвестфонд, завершение двусторонних переговоров с США по присоединению России к ВТО.
Дмитрий Парфенов (ИК Проспект) IPO Роснефти, новая политика «Газпрома» в ценообразовании для стран СНГ, повышение инвестиционного рейтинга страны.
Экономическая стабильность России – объективно обусловлена, или это результат удачной конъюнктуры?
Ольга Беленькая (ИК Финам) В 2006 г. российская экономика ускорила рост, его динамика существенно превысила официальные прогнозы и наши ожидания, сформулированные в начале года. Более высокие темпы роста экономики, чем ожидалось в начале года (официальный прогноз МЭРТ повышен до 6,8% с 6% в начале года, есть оценки 6,9-7%), оживление инвестиционного спроса, рост иностранных инвестиций (за 9 мес. 2006 г., по предварительной оценке ЦБ РФ, нефинансовые предприятия привлекли $20,8 млрд. прямых иностранных инвестиций). Доклады МВФ, ВБ и международного рейтингового агентства Moody's о состоянии российской экономики отмечают сильный и устойчивый экономический рост, основанный в том числе и на поддержке внутреннего спроса.
Между тем высокие темпы роста экономики обеспечивают сектора, обслуживающие динамично растущий потребительский спрос и не испытывающие прямой конкуренции с импортом (торговля, операции с недвижимостью, строительство, финансы), – при значительном отставании роста промпроизводства. Как отмечает МЭРТ, последние два года рост промышленности отстает от роста ВВП, а динамика реальных зарплат опережает рост производительности труда, при этом развитие экономики сдерживается инфраструктурными ограничениями. Все эти факторы вызывают сомнения в устойчивости высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе.
Дмитрий Парфенов (ИК Проспект) Объективно обусловлена. Несмотря на высокую зависимость экономики в целом от цен на углеводороды, рост внутреннего спроса и его удовлетворение за счет внутреннего производства – качественно меняют перспективы развития страны. Вопреки опасениям снижается зависимость от внешнеценовой конъюнктуры, растут темпы роста в ведущих отраслях (строительство, машиностроение, продовольственный рынок и т.п.).
Ольга Шкред (ИК Financial Bridge) Я полагаю, что в большей мере это результат удачной внешней конъюнктуры. Рост цен на нефть позволил сформировать Стабфонд и выплатить долг Парижскому клубу кредиторов, что значительно сократило совокупный объем внешнего государственного долга. К тому же это позволило сохранить бюджет профицитным. Таким образом, макроэкономическая стабильность страны (снижение госдолга, наращивание Стабфонда и объема золотовалютных резервов, профицитный бюджет) – результат значительного притока доходов из-за роста цен на сырьевые товары, которые продолжают доминировать в структуре нашего экспорта. Доказательство от обратного, что эта стабильность не объективно обусловленная, – сохранение высокой инфляции и нестабильность курса рубля.
Как изменилось за прошедший год место российской экономике в мире?
Ольга Беленькая (ИК Финам) ВВП России в долларовом выражении приблизился к $1 трлн., российская экономика выходит на 10-е место в мире, за год опередив Мексику, Индию, Корею и Бразилию. Перед нами – страны G7 и Китай.
Дмитрий Парфенов (ИК Проспект) По темпам роста мы опередили прогнозы ВВФ, увеличили объем инвестиций в основные фонды и приток иностранных инвестиций в экономику России. Другое дело, что излишняя валютная ликвидность оказывала депрессивное воздействие на экономику и привела к усилению влияния государства на валютном рынке. Вопрос укрепления рубля в этих условиях может свести на нет все позитивные моменты прошедшего года.
Ольга Шкред (ИК Financial Bridge) Россия более уверенно заявила о себе, потребовав считаться с ее интересами. Однако это касается только вопроса поставки энергоресурсов. Показав свою способность решительно отстаивать свои интересы, Россия еще не достигла того уровня, когда с ней считаются по большинству международных вопросов. Не смотря на проведение саммита G8 в Санкт-Петербурге в текущем году, G7 не едина во мнении, каково же место России. К тому же РФ продолжаем «пугать» международное сообщество высокими рисками работы в стране. Это касается и политических рисков, и отсутствия законодательной защиты и определенности, и высокого уровня взяточничества.
Что ожидает экономику страны в случае падения цен на углеводороды?
Ольга Беленькая (ИК Финам) В 2007 г. российская экономика впервые за последние несколько лет может столкнуться со снижением среднегодовой мировой цены на нефть (по прогнозу ВБ, до $56 по нефти сорта Brent, что означает $50-51 для российской Urals). Ожидается сокращение внешнеторгового профицита, формирующего колоссальный приток нефтедолларов в страну. Это может стать испытанием экономического роста на прочность – хотя формально вклад внешнего спроса снижается, рост экономики в последние годы происходил в условиях постоянно растущих нефтяных цен. По прогнозам МЭРТ, в 2007 г. впервые за последние 5 лет возможно абсолютное сокращение профицита внешнеторгового баланса, что должно привести к снижению постоянной «нефтедолларовой подпитки» экономики и финансовых рынков.
Таким образом, вполне вероятно, что впервые за многие годы среднегодовая цена на нефть, заложенная в бюджет ($61/барр.), может превысить ее фактический уровень. Однако в условиях ожидаемого профицита бюджета в 1,5 трлн. руб. (4,8% ВВП) это не представляет существенной опасности для финансирования бюджетных расходов. Может лишь уменьшиться объем отчислений в Стабфонд, размер которого на конец 2007 года планируется в размере 4,2 трлн. рублей.
Между тем есть основания надеяться, что поддержка внутренних факторов позволит обеспечить относительно высокие темпы роста экономики и в будущем году. По нашим прогнозам, рост экономики в 2007 г. составит 6-6,5%.
Умеренное снижение цен на нефть может ослабить колоссальный приток валюты в страну, который правительство и ЦБ считают избыточным и не трансформируют в дополнительные возможности развития экономики. Таким образом, снизятся темпы укрепления рубля, что, возможно, несколько притормозит опережающий рост импорта, оказывающий давление на отечественную промышленность.
Как ожидается, высокие темпы роста реальных доходов населения будут и далее стимулировать сильный потребительский спрос, поддерживаемый бурным развитием розничного кредитования. Некоторые риски связаны с возможным снижением внешней и внутренней стабильности в начинающийся предвыборный период, есть определенные проблемы с наметившимся ухудшением восприятия российской политики на Западе. Среднесрочные же возможности и риски состоят в способности российской экономики адаптироваться к ожидаемому снижению мировых цен на нефть в ближайшие годы за счет развития несырьевых конкурентных преимуществ.
Дмитрий Парфенов (ИК Проспект) В бюджет заложены достаточно низкие цены на углеводороды. Накопленный резерв (Стабилизационный, Инвестиционный фонды) позволят безболезненно пережить снижение цен на сырье. В тоже время если это произойдет – это окажет благоприятное воздействие на курс рубля, что инициирует рост производства. А начавшиеся процессы модернизации и реализация заявленных инвестиционных проектов помогут сохранить высокие темпы роста внутреннего спроса, что поддержит экономику. Плюс общий позитив – снижение энергозатрат в ВВП, которые, несмотря на низкие внутренние тарифы, для нас тоже актуальны.
Какова будет динамика курса рубля и доллара в наступающем году?
Ольга Беленькая (ИК Финам) В 2007 г. ЦБ планирует снизить инфляцию до 6,5-8% (прогноз Грефа – 7-8%), а в среднесрочной перспективе – до 4-5,5%, а также укрепить реальный эффективный курс рубля на 4-5% при базовом сценарии (в зависимости от варианта укрепление может составить 0-10%). Прогноз ЦБ темпа роста денежной массы (М2) на 2007 г. составляет 19-29%, денежной базы в узком определении - 16-24%.
По нашему мнению, планы по ускоренному росту тарифов естественных монополий с 2008 г. будут сдерживать устойчивое снижение инфляции. На основании принятых решений о значительном повышении внутренних регулируемых тарифов на газ и ускорения либерализации рынка электроэнергии МЭРТ планирует повысить прогнозы по инфляции (как минимум, на 0,3-0,5%, без учета роста инфляционных ожиданий).
Таким образом, следует ожидать дальнейших шагов Минфина и ЦБ по подавлению инфляции за счет сдерживания денежного предложения. Между тем ожидаемая стабилизация мировых цен на нефть и даже их умеренное снижение (вполне вероятно, что среднегодовая цена Urals окажется ниже предусмотренной в базовом сценарии $61/барр.) должно ослабить приток валюты в страну, что снизит давление на обменный курс рубля и сдержит рост денежного предложения. Кроме того, ослабление ожиданий по вынужденной ревальвации рубля может сократить приток спекулятивного краткосрочного капитала извне (c ожидаемых $25 млрд в 2006 г. до примерно $15 млрд), дополнительно раскручивающего и укрепление рубля, и инфляцию. Мы считаем реалистичным удержание роста денежной массы в пределах 20-30%, прогноз по инфляции составляет 8,5%, курс рубля к доллару на конец 2007 г. – 25,5-25,7 руб./$ (в курсовой динамике ключевое влияние будет оказывать изменение курса доллара на внешнем рынке).
Дмитрий Парфенов (ИК Проспект) В первой половине года достаточно стабильна. Уровень 26.2-26.4 рублей. Далее, во второй половине, возможно дальнейшее укрепление, но в пределах 5-7%, при том что ЦБ утвердил коридор укрепления в 0 -10%.
Ольга Шкред (ИК Financial Bridge) Мы ожидаем, что курс рубля в 2007 году будет близок к 26 рублям за доллар. Возможно укрепление национальной валюты и ниже 26 рублей за доллар, но незначительное.