Антрополог из Университета Цюриха Сесилия Падия-Иглесиас пишет в Aeon о том, как оседлость или охота и собирательство влияют на качество жизни:
«Между 2013 и 2014 годами группа исследователей из Университетского колледжа Лондона жила с охотниками-собирателями из народа агта на северном побережье Филиппин. Незадолго до этого власти страны пыталось перевести агта на оседлый образ жизни, подобно тому как делалось в бассейне реки Конго, где государство пыталось добиться того же от местных племен при помощи денежных стимулов. В то время как некоторые племена народа агта продолжают заниматься исключительное охотой и собирательством, другие же стали более оседлыми, разделив свое время между сельским хозяйством и собирательством. Британские исследователи отправились туда, чтобы узнать, что произошло с агта, которые стали вести более оседлый образ жизни. Их открытия помогли объяснить некоторые трудности, которые возникают при переходе от собирательства к аграрному хозяйству.
В полном соответствии с традиционными научными представления о социальной эволюции, согласно которым численность населения возрастает после перехода к оседлому образу жизни, ученые обнаружили, что оседлость и земледелие ведут к повышению рождаемости, позволяя группам людей поддерживать более высокую плотность сообществ. Однако последствия такого перехода не всегда бывали положительными. Повторяя то, что уже говорилось археологами о первых земледельческих сообществах, высокая плотность населения и переход к оседлому образу жизни среди агта стали причиной распространения вирусов, бактерий, паразитарных инфекций, которые приводили к росту заболеваемости и смертности, особенно среди детей. Исследователи также обнаружили, что люди, ставшие заниматься сельским хозяйством, работали в среднем на 10 часов дольше в неделю в сравнении с соседними группами охотников-собирателей. Это повышение нагрузки было особенно заметно среди оседлых женщин-агта, которым пришлось отказаться от своих домашних обязанностей в пользу работы в полях, что в итоге привело к тому, что у них было вдвое меньше свободного времени, чем у женщин из соседнего племени охотников-собирателей.
Большое количество досуга, которым располагают мобильные охотники-собиратели, — само по себе благо. Кроме того, это объясняет, как подвижные группы агта сумели передать огромный объем знаний и умений в течение своей жизни и через поколения, путешествуя на огромные расстояния».