будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конспектПолитРу
Май 18, 2025
Конспект

Акунин: чувство собственного достоинства и тирания — вещи несовместимые

Писатель Борис Акунин в интервью «Настоящей России»: 

«Говорить о какой-то национальной ментальности — это, конечно, сомнительное занятие. Обобщать всегда рискованно. Там не менее мы все знаем и понимаем, что какой-то собирательный русский отличается от собирательного британца или от собирательного китайца. Я стал думать: как эту формулу определить? Есть несколько культур — помимо русской, — которые мне не чужие. Я решил, что начну с них. Меня интересовала формула того, к чему данная культура стремится, что она считает похвальным, красивым. И я решил, что это должна быть триада — они привычные, идут от Троицы. 

В чем допустим формула британскости? Во-первых, конечно, свобода (freedom). Англия — это первая страна, которая прикоснулась к свободе. Еще XIII веке (с Хартии вольности). Во-вторых, это, безусловно, достоинство (dignity). Которое неразрывно связано со свободой, без свободы его не бывает. И в-третьих, это, наверное, честная игра (fair play).

Про Францию. Свобода — безусловно. С 1789 года libertе́ — это точно. Но насчет равенства и братства я не думаю. Мне кажется, что остальные два компонента — это дух, возвышенность (esprit) — устремленность такая вверх, и, конечно, красота (beautе́).

Возьмем японцев, которые меня очень живо интересуют. Во-первых, конечно, чувство долга ("гири"). Во-вторых, слово, для которого нет точного перевода: "сэйдзицу" — качество, которое у японцев считается самым главным. Это такая искренность, подлинность, неподдельность. Что такое харакири? Это самурай показывает свое нутро: смотрите, мне нечего скрывать. И третье — конечно, красота (югэн). Но не такая, как у французов. Японская красота — это красота, не бьющая в глаза, скрытая красота. Красота, требующая некоторой квалификации, подготовки. 

Переходим к трудной задаче — русской триаде. Она тоже получается очень красивая. Я не буду брать уваровскую формулу "самодержавие, православие, народность". Это то, что выгодно государству. Это всё сохранилось. Даже народность — как стиль российского телевидения. Развязный, с блатным присвистом через зуб разговор, на котором власть разговаривает с народом.

Если говорить про русскость, то, мне кажется, первый компонент — это правда. Стремление дойти до самой сути. Правда всегда давалась в этой стране очень нелегко. До нее всегда нужно было доходить своим умом и с риском для жизни, докапываться. Поиск этой правды руководит русской литературой и русской философией. Вторая черта — сострадание. Она напрямую связана с большой русской литературой и православием (при том что я человек не религиозный, я понимаю, что настоящее беспримесное православие — оно построено прежде всего на сострадательности). И третья черта — это широта. Человек всегда был несвободен, скован, сжат. Всё время тосковал по тому, чтобы расправить плечи, вдохнуть свободно. То есть в лучшем своем виде архетипический русский человек — это сострадательный и душевный щедрый правдоискатель. 

Но когда мы смотрим вокруг себя, то сплошь и рядом видим совсем другого русского человека, который ведет себя совершенно иначе. Такой вечный вертухай. Из поколения в поколение передается эта мутная традиция собачьей головы на метле. Сейчас россиянин для всего мира — это вот этот.

Откуда берется эта мутная грязная сила? Почему столько людей так охотно валяются в этой грязи? Это ведь тоже что-то национальное, так ведь? 

Это не что-то фатальное, не что-то мистическое, не что-то неизлечимое. У этой болезни есть совершенно конкретная причина. Историческая причина. Ключевой фактор, по которому определяется ценность отдельного человека, страны и цивилизации, — уровень развитости (или неразвитости) чувства собственного достоинства. Это самый главный фактор. Культура, где высоко развито чувство собственного достоинства, будет уважать и себя, и других. Потому что иначе вести себя — недостойно.

Если мы посмотрим на историю России, мы увидим, что чувство собственного достоинства и тирания — вещи несовместимые. Для тирании чувство собственного достоинства — это главный враг.

<...>

Дефицит чувства собственного достоинства является для России главной бедой. Вековой. Для того чтобы люди стали другими, должны измениться условия их жизни. В обществе должны измениться нравственные правила. Хорошее государство отличается от плохого тем, что в хорошем государстве обычному человеку выгодно быть хорошим. Выгодно вести себя прилично. В современном российском государстве выгодно быть лживым, выгодно быть доносчиком, выгодно ни в чем не перечить начальству и угадывать его желания. Это омерзительный набор качеств, и у него есть длинная традиция. Это то, что в феномене российской ментальности я ненавижу». 

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).