Участник нашего проекта «После», писатель, телеведущий, литературовед Александр Архангельский на youtube-канале «Живой Гвоздь» говорит:
«Когда власть начинает у нас говорить о национальной идее, имеется с виду объединить всех под какой-то крышей большого-большого замысла. Обычно это предшествует (конфликтам – Полит.Ру), (но потом в процессе конфликта – Полит.Ру) меняется вся повестка. И на выходе вы получаете какую-то другую идеологию, не ту, которая задумывалась. Бывает совсем нехорошо, когда вы запускаете машину по производству новой идеологии, и вдруг эта машина начинает работать, танкеры научились обходить нефтяные запреты, а подача топлива к этим механизмам отсутствует.
И тут выясняется методом тыка, что никакой идеи нет ни у власти, ни у оппозиции, ни у обывателя, а надо смотреть, потому что начали поиск общих начал – какая идея сможет объединить всех, методом того же самого тыка, сюда, сюда, сюда, сюда – и выходит, кто ничего, кроме общего отсталого отношения к правам сексуальных меньшинств, у вас нет.
Вы хотели большой архаике, вы хотели, чтобы как в Чечне после войны, вот начинали войну за светскую свободную Чечню, а закончили войну Чечнёй шариата, искусственно созданных традиций, училками в платках. Я ведь не против платков, обеими руками за училок, но вопрос в том, что в школе не должно быть этих религиозных символов, с моей точки зрения. Так вот, попробовали переоборудовать страну. В итоге получили ответ на вопрос – нет ничего единого, ничего большого – и маленького тоже нет».