Экономист Александр Аузан в издании «Forbes» пишет:
«Сейчас и бизнес, и государство занимаются по большому счету обеспечением самодостаточности экономики, например в сфере критических технологий. Это важная задача, но это не про конкурентоспособность. Если у государства есть планы развития, например, микроэлектроники, то важно, обсуждая их, ответить на вопрос: в электронном технологическом стеке есть какой-то элемент <…>, который в России сделали бы лучше всего? Это и должно быть предметом анализа, проектирования и планирования с участием правительства, институтов развития и бизнеса.
Хотелось бы увидеть новую генерацию российских предпринимателей, которая сможет вернуть Россию на мировые рынки. Я думаю, что реальный спрос на российское присутствие на рынках возникнет через два-три года, после рецессии, через которую, скорее всего, пройдет мировая экономика. Я бы сказал, что России нужно 10−15 точек вхождения в глобальный рынок в тех проектах, разработках, отраслях, где мы в состоянии делать что-то, что другие либо не делают, либо делают хуже. Судя по нашему историческому и культурному опыту, это должны быть нестандартные товары и услуги, уникальные разработки, малые серии. Интеграция может быть в том, что массовое производство разработанных в России товаров будет передаваться в какие-то третьи страны Востока и Юга с обеспечением обратного потока роялти. По существу, надо извлечь урок из истории изобретения телевизора Владимиром Зворыкиным, когда эффект от его массового внедрения размером в 20 годовых ВВП нынешней России получили отнюдь не наши соотечественники. Вопрос в том, сможет ли российский бизнес справиться с этой задачей после того, как он смог адаптироваться к санкциям и освоить “трофеи”. В любом случае это задача для частной инициативы, опыт советской конверсии показал, что госпредприятия с ней не справятся.
По сложности эта задача на два порядка сложнее, ведь мы ее не решили в прошлые десятилетия, в период 1990-х и нулевых, когда крупнейшие частные компании России вели глобальную экспансию. Предложить продукты и услуги, не связанные с природными ресурсами, а созданные нашими компетенциями, навыками и квалификациями, как правило, не удавалось. Но другого варианта выжить и закрепиться в новом несимпатичном мире, в котором мы, видимо, довольно долго будем существовать, пожалуй, нет».