Участник нашего проекта «После», журналист Александр Баунов на youtube-канале «Живой Гвоздь» говорит:
«Те, кто поменял свои взгляды, очевидно, считают, что государство в России важнее общества и важнее частного человека. Они стали государственниками в смысле сторонников власти. Власть, правительство, государство — это и есть то, что олицетворяет Россию, является в некотором смысле страной. И это напрямую связано с отсутствием видимого эффекта от отъезда или каких-то антивоенных, антирежимных заявлений эстетических лидеров, культурных лидеров.
А в более дробном, более диверсифицированном обществе, где дискуссии между его разными составными частями, такое перетекание между разными сосудами общественными, где кровообращение общественное не склеротизировано, где социальная кровь перемещается свободно, там, конечно, выступление таких лидеров имеет больший вес.
В России в любой ситуации большинство держится ближе к единственному источнику денег, трудоустройства, — почти единственному, почти монопольному, — безопасности, если угодно, потому что человек, который отходит от государства, от исполнительной власти, от центра власти, перестает себя чувствовать защищенным законом в той же степени, в какой человек, который является активным сторонником власти. Это мы, собственно, наблюдаем в живом режиме, как закон применяется не одинаково к сторонникам и противникам власти.
Поэтому в нашей склеротизированной системе, где наше кровообращение остановилось, где единственный источник тепла, света, жизни, энергии совпадает с источником власти, откуда исходят приказы, с центром происхождения приказов, к этому центру люди стараются быть ближе. И очевидно, что если они поставлены в ситуацию, многие, не все, конечно, когда нужно выбирать между эстетическими предпочтениями, между ностальгическими какими-то вещами, если мы говорим о старых или давно высвеченных софитами лидерах, они все равно останутся вместе с государством. Не то, чтобы они были невероятно корыстными или склонными к предательству, а просто в России этот выбор происходит в силу отсутствия свободной циркуляции по системе».