Собственный корреспондент «Новой газеты» Александр Панов пишет:
«Подстрекательство, помощь или участие в восстании против Соединенных Штатов является преступлением. Но ни одно из более чем 90 пунктов обвинений, предъявленных Трампу в четырех отдельных уголовных делах, не говорит о его участии в восстании, даже несмотря на то, что специальный комитет палаты представителей, расследовавший события 6 января, рекомендовал предъявить ему такое обвинение.
Вместо споров о том, было ли 6 января “восстанием”, судьи сосредоточились на формальных возражениях в связи с 14-й поправкой.
Первое возражение адвоката Трампа — 3-й раздел 14-й поправки запрещает “мятежникам” занимать “государственные посты”. Но понятие officer (в данном случае — служащий) относится только к лицам, назначенным на должность. А президент является лицом избранным, к нему поправка якобы не применима.
Второе — решение о снятии кандидата с выборов не может принимать орган отдельного штата. Должен быть принят законодательный акт на уровне Конгресса — и никак не меньше. В крайнем случае Конгресс может отстранить президента, но только после его участия в выборах.
Верховные судьи в вопросах к ответчику — адвокату Джеймсу Мюррею, представлявшему Колорадо, — выразили свою обеспокоенность тем, что решение Верховного суда штата Колорадо дисквалифицировать Трампа может привести к еще большему хаосу или иным образом нанести вред демократии.
Глава коллегии ВС старший судья Джон Робертс неоднократно подчеркнул перспективу того, что многие другие штаты могут принять ответные меры, исключив кандидата от Демократической партии (он не назвал конкретно президента Байдена) из своих бюллетеней, заявив, что тот тоже якобы участвовал в восстании.
О «неуправляемых последствиях» отстранения Трампа говорили и другие судьи. И хотя слова «гражданская война» не прозвучали, можно хорошо представить себе, как вооруженные личным огнестрельным оружием сторонники Трампа из республиканской глубинки — “реднеки” и евангелисты — выходят на улицы, протестуя против дисквалификации своего кумира. Дело зашло слишком далеко. Похоже, суд, “умывая руки”, отдает этот вопрос на откуп избирателям в ноябре».