Доктор социологических наук, директор Института конфликтологии и анализа России Александр Шульга в издании «The Moscow Times» (внесено Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«Итак, конспирологическое мышление не продукт современной российской пропаганды — а один из ее столпов. Соответственно, Владимир Путин не творец этого восприятия мира, а его отражение и одновременно усилитель.
Он постоянно воспроизводит соответствующие мыслительные конструкты в своих выступлениях и посланиях к народу и чиновникам. Понимая эту фундаментальную черту российской социальной реальности, Путин активно использовал ее для построения собственного имиджа и сакрализации своей власти все эти годы. Сначала он это делал более сознательно и цинично, однако с течением времени сам интернализировал соответствующий способ мышления.
То же демонстрирует и его ближайшее окружение. <…>.
Однако конспирологическое мышление в силу своих имманентных характеристик — в первую очередь некритичности, перманентного поиска виновного в неудачах <…>, а также склонности реинтерпретировать события в нужном ключе пост-фактум, после нахождения этого самого виновного — представляет серьезную опасность и для самого Путина. Особенно по мере усугубления социально-экономической ситуации в РФ и отсутствия четко понятных для общества целей, ради которых это усугубление происходит.
Конспирологическое мышление, направленное в нужное русло, дает политику огромное поле возможностей. Однако и оно имеет свои пределы. Конспирология и соответствующее мифотворчерство могут входить в противоречие либо с реальностью, либо с групповыми интересами элит, но не одновременно и с теми, и с другими.
Когда соответствующие интепретативные модели начинают противоречить не только объективной реальности, не только общественным интересам, но и перспективам выживания и благосостояния правящего класса, то происходит (нет-нет, не отказ от конспирологического мышления, а) смена этой самой интерпретативной модели и (конечно же) находится виновник, который за все в ответе. Кто виновник в политической системе из одного актора – и так понятно».