Обозреватель «Новой газеты» Александр Солдатов в издании Gorby пишет:
«Если к РПЦ больше вопросов нет, то как объяснить, почему западное христианство во всем своем многообразии уже почти два года не может повлиять на крупнейший вооруженный конфликт в Европе после Второй мировой войны, вспыхнувший между народами, в большинстве своем принадлежащими к христианской традиции? Не успев сформулировать “богословие после Освенцима”, католический и протестантский мир столкнулись с необходимостью формулировать “богословие после Мариуполя” — и эта задача может оказаться непосильной. В условиях постсекуляризма, о котором говорилось выше, давать богословские ответы будут не те институты, которые олицетворяют преемственность со Средними веками, а христианские интеллектуалы и мистики. Между прочим, в недрах РПЦ первый призыв к миру в конце февраля прошлого года прозвучал от лица 280 рядовых клириков, а в мировом православии “богословское опровержение” СВО дали несколько сотен богословов — в основном мирян — из 30 стран, включая Украину и Россию.
В эпоху постсекуляризма религиозные организации проходят через такой же процесс, через который государства прошли в эпоху демократизации.
Религия теперь — не казарма, как говорят в РПЦ, а персональный конструктор, который формирует творческая личность, используя иногда элементы из разных традиций.
Подобными экспериментами занимаются “группы обновления” в традиционных церквах, но в абсолют его возвело духовное движение “Нью Эйдж”, стиравшее границы между религией, оккультизмом и психофизическими практиками. Поколения сменяются, и “Нью Эйдж" остается уделом пожилых; сегодня в тренде “цифровизация” религии — синтез мистики, философии и технологий в форме “датаизма” и “диджитализма”. В своих крайних формах этот синтез жаждет трансгуманизма — эволюции человека в новую “цифровую” личность, сущностью которой станет “бессмертный код” вместо бессмертной души. Через увлечение неооккультизмом идеи вечной цифровой жизни в метавселенной овладели кремлевскими умами, и большие средства вкладываются в соответствующие исследования Курчатовского института. Но и традиционные верующие приобщились к “цифровой” религиозности в эпоху пандемии, когда руководство РПЦ обучало прихожан богослужениям на дому и исповеди через интернет. Во многих общинах “альтернативного” православия это практикуется уже давно — по причине отсутствия доступных храмов и малочисленности духовенства».