будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Декабрь 19, 2023
Конспект

Александр Солдатов — о роли религии

Обозреватель «Новой газеты» Александр Солдатов пишет:

«Складывается впечатление, что роль религиозных обычаев, образов и символов возросла в России после начала СВО. Говорят о ее “сакральном” характере и призывают к самопожертвованию ради вечной жизни. Но форма тут доминирует над содержанием: из богатого религиозного арсенала берутся не догматы, философское знание или аскетика, а манипулятивные инструменты, работающие на архаизацию общества.

Например, исторические мифы, фобии, конспирология и обряды, понимаемые магически.

Манипулятивный процесс называют “поиском национальной идеи”, но он создает не “образ будущего”, а отрицательную повестку: поиск врагов, ксенофобию, агрессию, отказ от “импортных” знаний и технологий, вождизм и социальный инфантилизм. Для такой религии догматы и свобода духовного выбора не интересны и даже противопоказаны — не принято подчеркивать богословскую несовместимость, скажем, христианства, ислама и буддизма, а положено утверждать “единство четырех традиционных религий в служении Родине”.

Это та самая “гражданская религия”, о которой в XVIII веке писал Жан-Жак Руссо. В российских условиях ее костяк сложился в послевоенном СССР, где жестко подавлялось религиозное инакомыслие, а разрешались лишь конфессии, сотрудничающие с КГБ и “воспитывающие паству в духе советского патриотизма и борьбы за мир” <…>.

Образ Бога в гражданской религии — универсальный работодатель, заранее распределивший все роли и назначивший своего полномочного менеджера (говоря по-русски — приказчика), критика которого приравнивается к критике Бога.

Психологическая служба при менеджере, функции которой переданы “традиционным конфессиям”, воспитывает работников, убеждая смириться с доставшейся каждому ролью.

Вершина смирения — отказ отличать жизнь от смерти, и достигшие этой вершины ставятся в пример остальным.

Наконец, надо верить, что смысл происходящего знают лишь работодатель и приказчик, для работников же вопрос о смысле является крамольным, бросающим вызов вере.

В этом отличие тоталитарной архаики от здорового религиозного поиска, где проблема смысла мотивирует, а не фрустрирует.

Но таким получился “постсекуляризм по-русски”. Надолго ли?».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).