Старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов в издании «RTVI» пишет:
«После того, как российскую нефтяную отрасль в принципе отрезали от западной инфраструктуры, пошла ее перестройка, которая продолжается и сейчас. <…>.
Общий тренд выражается в том, что страховку на большую часть грузов взяла на себя российская сторона в лице Национальной перестраховочной компании. Страховые ставки в результате этого могли вырасти, но не сильно.
Что касается танкеров, то очень много разговоров ведется про “теневой флот”. Некоторые аналитики даже приводят данные, согласно которым 30% экспорта возят с помощью него. В “теневой флот” входят старые танкеры, которые были выкуплены небольшими неизвестными фирмами, зарегистрированными в Китае, Дубае и других подобных странах. Особых сложностей нет и с другими перевозчиками. Те же греки, например, спокойно возят российскую нефть, к тому же Россия может привлекать западных перевозчиков, потому что цены ниже “потолка” это позволяют.
Можно было бы предположить, что в течение года, когда он превышался, это создавало проблемы. Однако этого не происходило, что и заставило европейцев и американцев пристальнее взглянуть на происходящее.
Но серых схем очень много. Танкеры везут нефть, например, не в конечный пункт, а в какое-то относительно безопасное место. Это может быть Греция, Испания, либо, скажем, Азорские острова. Там происходит перевалка на другое судно, а то, которое привезло нефть, отключает транспондер. Идет запутывание маршрутов.
В самом деле, сложно понять, какая нефть погружена, сколько она стоила, куда она плывет. Конечно, для покупателя это дополнительные издержки, в районе, допустим, $5 за баррель, но когда у тебя скидка $20, ты можешь себе это позволить. Главное — продать.
Таким образом и создается мозаичная структура перевозок с применением абсолютно разных механизмов, что не позволяет с легкостью составить общую их картину. Когда это делал Иран или Венесуэла, у них были не такие большие объемы. А у России нет какого-то единого канала поставок».