Автор подкаста «Это базис» Александр Замятин пишет:
«По-моему, самое грустное на текущем витке дискуссий о президентских выборах это даже не мурзилочность выдвигаемых персонажей, а полное организационное невежество. <…>
К концу 2010-х годов некоторые люди в оппозиции научились создавать эффективные организационные структуры, конкурирующие с кремлёвскими. Постепенно приходило понимание того, что политика это не соревнование идей, а гонка орг.машин. Раньше оппозиционным политикам казалось, что главное в их деле — это объединиться, сформулировать «правильную» позицию (некую «правду» о режиме) и харизматично всем вместе озвучить её в подходящий момент. Где-то с 2013 года мы начали преодолевать эти наивные представления о политике и переходить к построению вовлекающей политической инфраструктуры, расчитанной не на одну кампанию, а на стратегическую дистанцию.
Для меня лично моментом, когда я окончательно понял сложность и важность организационной работы, были выборы в Мосгордуму в 2019 году. Тогда впервые в нашей истории сразу около 10 кандидатов смогли реально собрать ~5000 подписей за самовывижение. Это была невероятная задача, требующая напряжения всех накопленных сил и ресурсов московской оппозиции. Я сам занимался организацией сбора подписей за Константина Янкаускаса в 31-м округе и вышел из той кампании совершенно другим человеком.
В 2021 году на кампании Михаила Лобанова в Госдуму я укрепился в практическом понимании того, что организационная дееспособность имеет первейшее значение в политической борьбе. <…>
И вот теперь в интернете на полном серьёзе обсуждают сбор 100-300 тысяч подписей за выдвижение кандидата в текущих условиях и без подготовки как что-то второстепенное и само собой выполнимое. <…> Так рассуждать о сборе подписей могут только люди, которые не имеют ни малейшего опыта организации подобных процессов. Если вы когда-нибудь делали хотя бы районную газету, требующую координации работы 5-10 человек и фандрайзинга 100 тысяч рублей, вы представляете реальную сложность таких задач.
Надо признать, что такая деградация политического сознания была неизбежна под жёсткими репрессивными ударами и в отсутствие доступной политической практики. Люди, которые политизировались в последние 2-3 года, и не могли получить соответствующего опыта, поэтому было бы странно ожидать от них особой зрелости.
В то же время часть ответственности за это несут те политические лидеры, которые были в авангарде до 2022 года и хорошо понимают важность и сложность организационной работы. Некоторые из них не просто отказались передавать свой опыт, но пустились в бесстыжую спекуляцию на чувствах неофитов, разжигая в них страсть к простым решениям».