Экс-депутат района Зюзино, ведущий подкаста «Это базис» Александр Замятин пишет:
«У консерватизма есть известная парадоксальная черта: он одновременно отторгает и воспевает жестокость и страх.
С одной стороны, консерватизм строится на эксплуатации страхов перед насилием, беспорядками и беззаконием — это идеология защиты от зла и порока. С другой, он сам культивирует насилие и экстраординарность, выступая за смертную казнь, пытки, военные действия и т.п., — в этом амплуа он есть гимн жестокости и возвеличивание зла.
Когда консерватор говорит, что мы должны давать решительный отпор угрозам, он выступает нашим защитником, с которым сложно поспорить. Вместе с тем консервативное мироощущение воодушевляется жестокостью, а защитное насилие в нём очень быстро превращается из тягостной уступки реальности <…> в источник жизненной энергии <…>.
У Кори Робина есть острое и умное эссе «Легко быть жёстким», в котором он показывает, как эта двойственность приводит консерваторов к самоподрыву. Когда консерватор достигает полного порядка и безопасности — казалось бы, своей мечты, — он впадает в дискомфорт. <…>
Точно так же американские неоконы в конце 1990-х опасались, что «погрязнув в комфорте, американцы — и, самое главное, их лидеры — по сути, утратили волю, желание и способность управлять миром». 11 сентября стало для них шансом развернуть эту декадентскую тенденцию <…>.
Робин показывает, что консерваторы совершают ошибку, когда подходят к вожделенному насилию слишком близко: «всякое возвышенное зависит от расплывчатости и неясности: если подойти к нему слишком близко — не важно, объект это или опыт, — увидеть и почувствовать его в полной мере, оно потеряет свою загадку и ауру». Когда консерватор сталкивается с реальной жестокостью лицом к лицу, она перестаёт вызывать восторг и тонизировать его, потому что оборачивается банальнейшим страданием.
Стоит понимать, что обаяние консерватора как защитника от насилия, готового давать решительный отпор злу, сохраняется лишь до тех пор, пока опасность и боль остаются воображаемыми, находятся на расстоянии. Всякий же настоящий крестовый поход против угроз для нашей стабильности и безопасности очень быстро лишается благородной возвышенности и оборачивается печальной и безрадостной рутиной зла. Умный консерватор знает это и не подходит к насилию слишком близко, сохраняя его как продуктивную для себя фантазию».