Экс-депутат района Зюзино, ведущий подкаста «Это базис» Александр Замятин пишет:
«Как нам спроектировать политическую систему, которая обеспечит максимум демократических свобод и условия для экономического процветания страны? Этот вопрос естественно адресовать экспертам в экономике, праве, политических науках, социологии, экологии и т.д. Они могли бы разработать институциональный дизайн будущей России, её конституцию и переходную программу.
Звучит логично и симпатично, правда? Только до тех пор, пока мы верим в объективное социоэкономическое знание, которое формируется независимо от политических противостояний и затем может прикладываться к политике как бы снаружи. Однако из самих социальных наук <…> известно, что такое представление о природе научного знания и рациональности в политике глубоко ошибочно и вводит нас в заблуждение.
Сложность отношений между властью, знанием и рациональностью блестяще раскрывает датский урбанист и экономгеограф Бент Фливбьорг в своём исследовании одного проекта городского развития в датском городе Ольборг.
Фливбьорга интересовало, почему хорошо проработанный проект, получивший полную поддержку от городского совета, провалился. Естественно предположить, что дело в ошибках планирования, некомпетентности исполнителей, коррупции и прочих элементах bad governance.
Чтобы проверить это Фливбьорг перелопачивает гигантский объём архивных документов и интервьюирует действующих лиц. Из массы больших и мелких деталей <…> он собирает подробнейшую картину того, как шаг за шагом трансформировался проект развития Ольборга.
Фливбьорг показывает, что главным фактором было вмешательство групп интересов, которые не имеют формальной власти, но на практике играют важнейшую роль в городской политике. Прежде всего это Торгово-промышленная палата (ТПП) — лоббистское объединение крупных предпринимателей. <…>
Он обнаруживает, что главными инструментами неформальной политики в Ольборге были не подкуп и обман, а производство экспертного знания и рационализация. Например, ТПП превращает свои частные интересы в общие интересы города через экспертные справки, доказывающие, что для города хорошо то, что хорошо для их прибылей. Так из проекта вымарываются мероприятия по снижению автотрафика и экологической нагрузки. Группы с другими интересами (департамент транспорта и ассоциация велосипедистов) отвечают тем же — они изготавливают экспертое знание, которое интерпретируют в пользу развития пешеходной и велоинфраструктуры и ОТ.
Существенно, что стороны в этих противостояниях не занимаются подлогом и фальсификацией, они честно инструментализируют экспертное знание в политической борьбе. Противоборствующие группы руководствуются своей практической рациональностью, в которой политические устремления предшествуют знанию <…> и рационализируются задним числом».