Антрополог Александра Архипова (внесена Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«В феврале 2023 года директор канала "(Не)занимательная антропология" лежал на верхней полке в поезде в Пензу, стараясь из-за всех сил притвориться молчаливым валенком. Он лежал и писал полевой дневник - о том, что происходило ниже.
А там был разговор трех попутчиков. Начался он с дежурных любезностей, но довольно быстро трем попутчикам стало понятно, что они придерживаются одной и той же позиции по отношению к <…> (СВО – Полит.Ру).
Первый мужчина сказал, что скоро будет победа, потому что "с Дальнего Востока на Украину" едут специальные танки.
Вторая женщина предложила «Зеленского публично по частям резать». <…> А третий попутчик рассказал историю про сына своего знакомого, которого убили на <…> (СВО – Полит.Ру) и привезли хоронить в цинковом гробу. <…> «Но ничего, дали 5 миллионов, не обманули».
<…> В 1970е годы Элизабет Ноэль-Нойман открыла феномен "спирали молчания" в формировании общественного мнения: если Х считает, что его мнение непопулярно среди его окружения, то он будет воздерживаться от его высказывания, чтобы не остаться в изоляции. Соответственно, мнение Х и похожие на него мнения будут в реальности звучать реже, чем могли бы, что, в свою очередь, укрепляет других людей во впечатлении, будто это мнение действительно непопулярно, и в результате они готовы высказывать его еще реже.
Чтобы проверить существование спирали молчания, Элизабет Ноэль-Нойман был придуман «железнодорожный тест». Респондента спрашивали, насколько он готов обсуждать больной для общества вопрос в поезде со случайным попутчиком, придерживающимся противоположных взглядов.
<…> Два социолога решили понять, действует ли массово на россиян эффект спирали молчания, как подействовал он на директора канала.
Краткий ответ - он действует, да еще как. Ради сохранения социальных связей люди идут на многое, в том числе стараются промолчать. И на противников <…> (СВО – Полит.Ру) спираль молчания оказывает гораздо большее влияние».
* внесена Минюстом в реестр иноагентов