Социальный антрополог Александра Архипова (внесена Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«Популярность сериала «Слово пацана» привела к тому, что представители власти стали обвинять сериал в подстрекательстве к преступлениям <…>. Вообще, конечно, эта идея фикс власти: уверенность, что где-то есть мощная другая «башня», как у Стругацких в «Обитаемом острове», которая зомбирует наших подростков и программирует их. <…>
Если бы все было так просто и «башня» существовала на самом деле! Представьте себе - зомбирующая башня транслирует подросткам клип про уборку своей комнаты и - ура - она убрана!
<…> Сериал снят по книге Гараева «Слово пацана», в которой местами сложно отличить фантазию от вымысла (но Гараев не социолог, не антрополог, и задачи у него такой не было). А если вас интересует этнография преступного мира, особенно в Казани, и если вы хотите понимать, как работает антропология насилия, то вам надо читать совершенно другую книгу. Социолог Светлана Стивенсон проводила исследования именно молодежных казанских банд: она и ее коллеги брали интервью у участников банд и группировок. Деталь, которая меня поразила - у банд была сложная инициация, и в некоторых случаях молодому члену банды надо было послужить некоторое время в милиции. А потом вернуться в родную банду».
* внесена Минюстом в реестр иностранных агентов