Журналист Александра Мерцалова в издании «Коммерсантъ» пишет:
«Вмешательство властей в бизнес принято считать проблемой. <…>. Хотя на практике не всегда отсутствие правил обеспечивает бизнесу только преимущества. Свежий пример — лишенный отраслевого регулирования рынок маркетплейсов.
С конца 2023 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области зарегистрировал 25 исков от предпринимателя, владельца бренда бытовой техники Garlyn Олега Машинистова, по которым ответчиками или третьими лицами выступают структуры “Яндекса” или Ozon. В определениях суда сказано, что иски связаны с защитой деловой репутации. А в вынесенном в феврале по одному из споров решении уточняется, что Олег Машинистов добивался признания негативных отзывов о технике Garlyn порочащими деловую репутацию и не соответствующими действительности. В комментариях, приведенных в материалах суда, пользователи жалуются на запах кофеварки <…>. Суд признал сведения не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию Олега Машинистова и бренда Garlyn.
Партнер “Рустам Курмаев и партнеры” Дмитрий Горбунов указывает, что в споре из-за отзывов о кофеварке нет ответчика, а значит, и оспорить решение суда некому, зато можно требовать у маркетплейса удалить комментарии. В борьбе за деловую репутацию этот путь сложно назвать оптимальным. Ведь если кофеварки продолжат пахнуть пластиком, покупатели напишут новые негативные отзывы, которые придется снова оспаривать в суде.
Представители гостиничных агрегаторов, бизнес которых также не регулируется отдельно, рассказывают, что их компании становятся ответчиками или третьими лицами по искам от туристов, требующих компенсации из-за качества услуг отелей. В одном из подобных разбирательств истец указывал на стойкий запах канализации в номерах, скудное питание и холодную воду в бассейне. В этом случае суд истцу отказал. Но решения бывают разными, говорят на рынке.
Насколько такие споры осложнят работу крупных компаний — дискуссионный вопрос. Но, возможно, это даст бизнесу лишний повод задуматься: не лучше ли определить собственный статус и обязанности, чем сталкиваться с риском новых претензий от потребителей и контрагентов».