Социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа», председатель комитета по социологии РАСО Алексей Фирсов в издании Forbes пишет:
«Дискуссия о стабильности права собственности на бизнес-активы стара, как российский рынок. Достаточно вспомнить об условности самого закрепленного в национальном культурном коде понятия «владение». Владеть металлургическим комбинатом, нефтяным активом, аграрной латифундией можно в той мере, в какой это обусловлено выданным мандатом. Роль мандата играет конвенция: государство определяет коридор возможностей для основного владельца, границы которого подвижны и ситуативны. При этом власть фактически контролирует важнейшие стратегические решения и самое главное — структуру собственности. Если предприниматели старой школы хорошо понимают этот принцип (“Все отдам, когда скажут”, — как сказал когда-то Олег Дерипаска), то бизнесменам новой волны это пришлось объяснять на практике, как в случае с «Яндексом» или Тинькофф Банком.
В такой модели собственник выполняет функцию медиатора, связывающего ключевых стейкхолдеров: государство, рынок, регионы деятельности, персонал. Его задача — обеспечить баланс интересов между государством и рынком. Пока медиатор справляется с задачей, его возможности будут широки, но если баланс интересов окажется нарушен, власть включит функцию корректора, коридор начнет сужаться. Назовем эту модель новой редакцией концепции солидаризма с его базовым посылом — «мы все в одной лодке».
В ноябре 2023 года ЦСП “Платформа” совместно с РАСО провели в Белграде закрытую сессию по отношениям собственности в новом контексте. Представители бизнеса подтвердили наши ключевые гипотезы. В резюмирующем докладе говорилось: “Понятие крупной собственности находится в процессе деинституализации: любой актив может быть изъят из прежнего владения в «национальных интересах” — это не вызовет ни острой публичной реакции, ни активного оппонирования со стороны бизнес-сообщества. Механизмы этого изъятия могут быть вариативны: от ревизии прошлой приватизации до административных стимулов по продаже активов… В новой ситуации решением экзистенциальной проблемы бизнеса мог бы стать вариант неформализованного общественного договора, определяющего социальную миссию капитала и владельцев — быть эффективным медиатором между ключевыми стейкхолдерами: государством, обществом и рынком”.
Ключевая роль в этой конструкции принадлежит государству. Если в крайнем варианте ему потребуется встроить собственность в структуру “Ростеха” или иную цепочку — это рок, неизбежность. Или, иными словами, культурный код. Может быть, кто-то назовет это несправедливостью, но правила игры хотя бы интуитивно, но угадываются. Единственный рецепт, который здесь можно применить, — это рассматривать бизнес не только в качестве коммерческой структуры, но и социального института. Чем сильнее социальный бренд компании, тем спокойнее и за ее корневую деятельность».