Участник нашего проекта «После», социолог Алексей Левинсон в издании «Новая газета» пишет:
«Богатые — плохие, бедные — хорошие. Таковы были установки для общественной жизни, для господствующей в публичной сфере идеологии. Проводить принцип ценностного приоритета бедности над богатством и в личной жизни пытались коммунисты первых призывов. Они практиковали аскезу, подчеркнутую скромность в быту, ввели поначалу “партмаксимум”, чтобы не допускать личного обогащения. Они, значит, чувствовали, что натура человека будет тянуть его в другую сторону, в сторону богатства.
Коммунисты не были в этом первыми. Аскезу практиковали, например, монахи в христианских религиозных сообществах. Из древних веков идет принцип, утверждающий некое моральное превосходство бедности над богатством. Он присутствовал в европейской культуре Средних веков и Нового времени. Образы веселых нищих, благородного Робин Гуда, бедных, но честных людей “из народа” находились и в фольклоре, и в высоком искусстве.
Советская власть сделала этот принцип примата бедности из морального морально-политическим. Он утверждался в пропаганде, в искусстве, в политической практике. То, что называлось “марксистско-ленинским учением”, снабжало этот принцип “научными” обоснованиями.
Пролетарии (бедные, у которых нет ничего, кроме их цепей) должны, имеют право экспроприировать буржуазию (богатых, богатство которых неправедное).
<…>
Еще раз подчеркнем, что вся эта идеологическая система касалась преимущественно публичного дискурса, а в приватной сфере — в семье, в так называемой личной жизни сохранялось господство противоположных установок. В советское время это называлось “мелкобуржуазной идеологией” и порицалось. Но тщетно. Для частной жизни продолжала действовать расхожая истина: лучше быть богатым, чем бедным, надо стараться заработать (получить, украсть) побольше денег, тогда жизнь будет лучше.
К этому и теперь легко присоединяется мысль, соединяющая публичный и приватный дискурсы: а хорошо бы, чтобы к тому, что мы, небогатые, добыли сами, добавилось бы кое-что из того, что накопили богатые. Пусть государство у них отберет и отдаст это нам. Перераспределит в нашу пользу. Ведь мы же лучше, чем они, просто потому, что мы бедные».