Политолог Алексей Макаркин рассказывает, как фильм «Пионер» (Ge ming zhe, 2021) отражает современную китайскую идеологию:
«Главный герой фильма — Ли Дачжао, один из основателей Компартии Китая, казненный по приказу одного из главных китайских милитаристов, Чжан Цзолина, в 1927 году. Ли Дачжао считал одним из своих наставников Мао Цзэдун, работавший под его началом в библиотеке Пекинского университета. Однако при Мао о Ли вспоминали нечасто, разве что к очередному юбилею. <…> Когда Михаил Горбачев стремился наладить отношения с Китаем, то в СССР к 100-летию Ли Дачжао была выпущена марка с его портретом.
Фильм снят в Китае миллионеров и небоскребов. Но при этом он коммунистичен. Ли Дачжао — безупречный коммунист. Компартия представлена в качестве политической силы, отстаивающей социальную справедливость и национальное достоинство. <…> Главная мелодия фильма — “Интернационал”. Устами Ли дается определение коммунизма — когда все счастливы, а наш народ богат и силен <…>.
Мао Цзэдун безупречен и выглядит идеальным молодым коммунистом. Он ученик Ли Дачжао — в этом принципиальное отличие от маоистской пропаганды о самодостаточности Мао — и представлен достойным своего учителя. Также в отличие от маоистского времени, споры между основателями КПК представлены как дискуссия соратников, а не борьба с ревизионизмом и прочими уклонами. Другой основатель партии, Чэнь Дусю, который и до Мао, и при Мао считался “уклонистом”, выглядит вполне положительным персонажем — хотя и не столь масштабным, как Ли. <…>
Чан Кайши в фильме, безусловно, отрицателен. Холодный и жестокий, вместе с Чжан Цзолином обрекающий Ли на смерть. Никакого идейно-политического примирения с Чан Кайши нет и близко. <…>
<…> В фильме упоминается и про приход к власти большевиков, и про Советскую Россию — но дозированно, с концентрацией внимания на национальном характере китайской революции. Самый неприятный персонаж фильма — русский бандит-антикоммунист, убивающий маленького продавца газет при сообщении о победе большевиков в России. Мао ищет пути решения проблем Китая на родине, а не едет учиться во Францию или Россию — и Ли <…> его в этом поддерживает, говоря, что надо полагаться только на себя.
Но самое интересное — что в фильме, в котором много говорится о последних днях жизни Ли, нет обстоятельств его ареста полицией Чжан Цзолина, который произошел на территории советского полпредства в Пекине. Никаких упоминаний о связях Ли с советскими представителями в фильме вообще нет — им в патриотичном фильме не место».