Политолог Алексей Макаркин комментирует
речь губернатора Калининградской области Алиханова о Канте:
«На самом деле текст Алиханова куда более обширен и опирается на речь российского философа Василия Эрна «От Канта к Круппу», произнесенную 6 октября 1914 года, то есть после шока от уничтожения Лёвенской библиотеки и обстрела Реймсского собора.
Но, пожалуй, не меньшим шоком для российских интеллектуалов стал манифест 93 немецких интеллектуалов «К культурному миру», опубликованный 4 октября – за два дня до речи Эрна. В нем знаменитые профессора полностью оправдывали военные преступления своей армии, подчеркивая, что «германский милитаризм является производным германской культуры». А в заключении говорилось о святости для немцев символов этой культуры – Гёте, Бетховена и Канта.
Эрн ответил, присоединяясь к тезису о происхождении германского милитаризма от германской культуры, но трактуя его противоположно – как вину германской философии в военных преступлениях. <…>
Василий Эрн за 34 года, которые он прожил, прошел путь от попытки соединить христианство и левый радикализм до православного консерватизма <…>. Он критиковал не только Германию - в своих поздних текстах Эрн был противником западного рационализма, противопоставляя ей в брошюре 1915 года «святую Русь» <…>.
Эрн видел одну из задач России в том, чтобы воскресить на Западе все, что «было верно Отцу и небесам», то есть средневековую религиозную традицию, несовместимую с французскими просветителями еще больше, чем с Кантом. <…>
Эрн умер весной 1917 года, не застав «мужичков-богоносцев», которые жгли библиотеки в помещичьих усадьбах, а потом спокойно наблюдали за превращение храмов в зернохранилища. Но противопоставление бездуховного Запада и святой Руси актуализировалось в результате фрустрации от распада СССР. Тем более, что к тому времени марксизм-ленинизм себя дискредитировал, современную западную мысль в СССР знали плохо <…> и оказались востребованы тексты из «России, которую мы потеряли». Вначале антикоммунистические, а после распада СССР – антилиберальные. Более популярными, чем Эрн, в России 1990-х годов стали охранители – Данилевский, Леонтьев, Победоносцев».