Политолог Алексей Макаркин пишет о протестном голосовании и современном популизме:
«В начале 2016 года британский Национальный совет по изучению окружающей среды решил провести опрос по поводу названия крупнейшего научного судна для полярных исследований. Сразу отметим, что опрос был консультативным, и его результаты не были обязательны для совета. <…>
Результат оказался неожиданным – один из участников опроса, бывший телеведущий, предложил нонкомформистское название «Boaty McBoatface» (нечто вроде «Лодочка-Мордолодочка»). Полушуточная инициатива разошлась по интернету, произошла стремительная мобилизация участников и «мордолодочка» с 33% обогнала с огромным отрывом все остальные варианты, включая оказавшееся на четвертом месте (менее 3%) название «Сэр Дэвид Аттенборо», в честь знаменитого натуралиста ХХ века. <…>
Совет стал думать, как выйти из такой ситуации, и нашел выход. Судно все-таки получило политкорректное название «Сэр Дэвид Аттенборо» (которое можно с достоинством презентовать и зарубежным коллегам по полярным исследованиям), но одну из мини-подлодок с дистанционным управлением, расположенных на нем, назвали «Boaty McBoatface», пойдя навстречу народному мнению. Но остался вопрос – что это было? Только ли психологически объяснимое желание интернет-аудитории «приколоться», или же нечто большее. Например, протест против фактической предрешенности результатов голосования, когда реальный выбор оставался за небольшой группой ученых-полярников и научных администраторов, которые, с точки зрения пользователей, принадлежат к числу элиты. <…>
Локальная история с выбором имени завершилась 6 мая 2016 года, когда было объявлено о выборе варианта «Сэр Дэвид Аттенборо». А через полтора месяца, 23 июня, британцы вопреки позиции большинства элит проголосовали за выход из Евросоюза — конечно, это совсем другая, куда более масштабная история, но определенные параллели провести можно. Активная агитация за оставление в ЕС, в которой участвовали известные и успешные люди, дала противоположный эффект – у граждан, решивших исход референдума, сложилось впечатление, что им навязывают одобрение кем-то уже принятого за них решения.
Так что современный популизм связан не только с фрустрацией по поводу последствий глобализации, но и с проблемой отчуждения, которая волнует не только проигравших от глобализации и ощущающих себя аутсайдерами, но и куда более широкие слои населения, которые тоже хотят порулить, выбирая из большего числа альтернатив, чем право- и левоцентристская».