Политолог Алексей Макаркин пишет:
«Граждане Ирландии не поддержали конституционные поправки, нацеленные на укрепление гендерного равенства и расширение понятия семьи. В Ирландии все поправки к Конституции принимаются на референдуме.
Голосование включало два вопроса. Первый касался статьи, обязывающей государство защищать семью как основную ячейку общества. Гражданам предложили убрать упоминание о браке как основе, “на которой зиждется семья”, и заменить его пунктом, в котором говорится, что семьи могут быть основаны “на браке или других прочных отношениях”. В случае принятия это стало бы 39-й поправкой к Конституции.
Предлагавшаяся 40-я поправка должна была устранить утверждение о том, что место женщины в семье обеспечивает общее благо, которое не может быть дано государством, и исключила бы положение, по которому матери не обязаны работать по экономической необходимости, если это приводит к пренебрежению их обязанностями по дому. Взамен предполагалось прописать, что государство будет стремиться поддерживать “оказание членами семьи помощи друг другу”.
Особенностью референдума была поддержка поправок всеми основными политическими силами — как входящими в правительственную коалицию, так и большинством оппозиционных. Исключение составили две правые парламентские партии. Одна из них — “Аонту” (“Единство”, одно место в парламенте), выступающая за объединение страны, за социально ориентированную экономику и традиционные ценности в морально-нравственной сфере (в том числе против абортов), ограничение иммиграции. Другая — правоконсервативная “Независимая Ирландия” (три места в парламенте), также выступающая против абортов и миграции.
История ирландских референдумов в последние десятилетия показывает, что население поддерживает либеральные новации, причем все более активно. <…> Теперь же против “поправки о семье” (39-й) проголосовали более 67%, а против “поправки о женщинах” (40-й) — даже почти 74%. Политики и наблюдатели говорят о неясности вопросов для многих избирателей <…>, о невнятности разъяснительной кампании. Люди почувствовали неуважение к себе — когда им говорят, что надо проголосовать непонятно за что, следует обратная реакция.
Кроме того, “поправка о женщинах” интерпретировалась многими как стремление государства снять с себя ответственность за уход за нетрудоспособными, переложив его на членов семьи. Что же до “поправки о семье”, то она должна была уравнять зарегистрированные и незарегистрированные браки. Но, видимо, у людей есть потребность в том, чтобы в Конституции были узаконены именно семейные отношения как нормальные и более стабильные, чем-то, что в России привыкли называть “гражданским браком”. Тем более, что формулировка о “прочных отношениях” выглядела крайне расплывчато.
Кроме того, могла быть и еще одна общая причина — немалая часть людей не считают эти поправки актуальными ни для себя, ни для других граждан. В том числе и те, кто живет в незарегистрированном браке — новых реальных прав они бы не получили. И избиратели выразили протест против того, что элиты поддерживают неактуальную повестку. Так что референдум показал, что даже в либеральном обществе “либерализирующие” поправки принимаются далеко не гарантированно».