Политолог Алексей Макаркин пишет:
«Разумеется, украденный в 1904 году из Богородицкого женского монастыря в Казани первообраз Казанской иконы не вернулся – версия российской полиции того времени о его уничтожении похитителями не опровергнута. Да и патриарх именно о первообразе не говорил.
Патриарх сказал о другом – что найден тот самый список Казанской иконы, который был украден в 1918 году из Казанского собора на Красной площади в Москве. А ранее, в XVII веке, именно перед ним молились участники Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году. <…> Но искусствоведы тут же выяснили, что история найденного списка хорошо известна, он был передан владельцем еще патриарху Алексию II, и его размеры не совпадают с почитаемым Московским списком.
Более того, Московский список был поновлен, как это было принято в церковной практике <…> – а ныне обретенный список поновлен не был. Конечно, можно предположить, что после кражи в 1918 году некто смыл поновление – но для этого надо было, чтобы икона оказалась в руках специалиста, а не воров <…>. Но если иконой занялся специалист, к которому она теоретически могла попасть, то почитаемый список вряд ли бы вновь пропал – известно, что «промежуточный» владелец купил его с рук или выменял.
<…> Люди XXI века нередко сакрализируют обстоятельства прошлого, которые на деле не были столь сакральными. Создание списков почитаемых икон было в позднем средневековье делом нередким, не требовавшим обязательного участия священноначалия или тем более государственной власти. Монастыри и частные лица хотели бы иметь у себя такие списки – и иконописцы охотно выполняли такие заказы. С одними списками были связаны чудеса <…>, с другими – нет. Так что обретенный список, скорее всего, из числа таких икон.
И еще один вопрос – почему патриарх Алексий II, получив список Казанской иконы, не передал его в свое время в Казанский собор? Сомнений в том, что речь идет о старом списке, а не о новоделе, <…> не было. Можно сделать одно предположение. Для верующих сама по себе древность списка, без чудотворений, большого значения не имеет – так, список, переданный из Ватикана в Россию в 2004 году и ныне находящийся в Казани, довольно новый <…>, но почитаем православными людьми.
В дореволюционные времена обычно поновляли чудотворные, почитаемые иконы – а другие, изображения на которых уже трудно было разобрать, просто сжигали или опускали в реку, чтобы не допустить кощунства над ними. Как произведения искусства их не рассматривали. Так были утрачены многие древние памятники, а спасением оставшихся занялись искусствоведы, которых сейчас наиболее ревностные восстановители традиций обвиняют в неуважении к церкви. Если бы речь шла о возвращении в Казанский собор на Красной площади украденного из него списка, то Алексий II бы это сделал – но замену одного списка на другой <…> он счел нецелесообразным».