Политолог Алексей Макаркин пишет
об отношении Российской православной церкви к абортам:
«Критики жесткой позиции церкви, выступающей против любых абортов, не учитывают того, что эта позиция не придумана некими нынешними «мракобесами», а полностью соответствует ортодоксальному учению, не предусматривающего одобрения абортов ни при каком случае. Современная социальная концепция РПЦ 2000 года <…> предусматривает лишь одно послабление – при угрозе жизни матери. Причем и такой аборт считается грехом, за которым должно следовать покаяние. <…>
Более того, даже в социальной концепции 2000 года есть положение о том, что «врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности <…>». То есть любые сомнения в вопросе об угрозе жизни матери трактуются в пользу сохранения плода.
Перед вопросом о том, что предпочесть – ортодоксию или пастырскую практику <…> – стоит сейчас не только православная, но и католическая церковь. Второй Ватиканский собор при всем своем «либеральном консерватизме» <…> не затронул наиболее острых вопросов – а к ним у католиков, кроме абортов, добавляются разводы и целибат клириков. И основные претензии сторонников ортодоксии к папе Франциску заключаются в том, что формально не отказываясь от древних текстов, он «размывает» их явным предпочтением, которое оказывает либеральной пастырской практике.
Причем в России есть еще одна особенность – это куда более секулярная страна, чем США, Италия или Польша. <…> В России практикующих верующих в процентном соотношении намного меньше, что связано с массовыми репрессиями первой половины ХХ века. Резко ограничивая аборты <…>, Сталин одновременно уничтожал приходскую жизнь, в период большого террора гибли и клирики, и активные прихожане. Советская секуляризация оказалась столь мощной и страшной, что ее не смогло преодолеть религиозное возрождение конца 1980-х годов. <…>
Поэтому ортодоксия имеет в современном российском обществе куда меньше реальной опоры, чем в американском или польском. Несмотря на все слова о соборности и духовности».