Журналист Алексей Наумов пишет:
«Чтобы понять, почему Израиль поступает так, как поступает, необходимо понимать, как Израиль мыслит. <…>
Израиль на протяжении десятилетий живет в режиме борьбы за свое существование и выживание. Он искренне полагает, что достаточно буквально одного неверного движения и евреев вновь ждут изгнание и смерть.
Идти им фактически некуда — сегодня примерно половина евреев мира живут в США, половина — в Израиле. И опыт как гонений, так и гибели у еврейского народа богатейший. Позиция некоторых соседей, избравших уничтожение Израиля и евреев официальной политикой, умиротворению явно не помогают.
Именно потому каждый бой для Израиля — по сути, бой последний. Отступать некуда. Отсюда и решительность в возмездии, и безжалостность. Израиль бьется не на жизнь, а на смерть. Вопросы "соразмерности" и "адекватности" военных мер никого не интересуют — и только давление извне заставляло еврейское государство идти на хоть какие-то уступки в этом вопросе.
Поэтому мирных жителей Газы израильтянам, конечно, жалко, но не слишком. Когда на кону вопрос выживания страны, забота о мирных жителях противника отходит не на второй, а даже на третий план. "Арабам есть, куда уходить — сколько вокруг арабских стран — а нам идти некуда", — логика буквально такая.
С этой точкой зрения <…> можно спорить, называть лицемерной, но осознавать ее существование необходимо даже безоценочно — это точка зрения загнанного в угол <…>.
Чтобы понять жителей Газы, надо, впрочем, проделать такой же мысленный эксперимент: пытаться безоценочно понять, как мыслят жители Газы и палестинцы в целом.
С их точки зрения на земли, где они жили веками, британцы завезли еврейских поселенцев. Поселенцы заявили, что в их священных книгах указано: это их земля. Возражения на этот счет особо не принимались — земли выкупали у землевладельцев, арабов с этих земель выгоняли. На словах поселенцы выказывали желание строить два государства для двух народов, на деле они строили свое государство для себя, а арабам была уготована роль второго плана.
Израильский закон говорит четко: Израиль — еврейское государство, и всякая партия, отрицающая это, в выборах принимать участия не может. Арабам предлагается или принять эту второстепенную роль или, собственно, уйти, добровольно стать беженцем.
Куда уходить тоже не особо понятно — беженцы-нахлебники соседним исламским странам не нужны, своих проблем хватает. Никто не ждет, землю забрали, имущества нет, будущего тоже нет.
Особенно раздражает международное сообщество: вроде принимает резолюции с осуждением ситуации, с призывом к Израилю поменять политику, только Израиль эти реляции совершенно игнорирует <…>.
Вот и складывается безвыходная ситуация: <…> политическими мерами ничего не решить (запрещено), международное сообщество бездействует. Такая ситуация вполне ожидаемо толкает к радикализму.
<…> Выход из этой ситуации, очевидно, лежит вне рамок испробованных подходов. Возможно, именно после страшных боев наших дней нас ждет исторический сдвиг — создание полноценного палестинского государства и примирение его с Израилем. Любой другой вариант лишь отложит новую вспышку насилия».