Основательница и владелец сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова, весной этого года уволившаяся с поста общественного омбудсмена в сфере малого и среднего бизнеса, в интервью Ксении Собчак рассказала о перспективах импортозамещения:
«Нам не импортозамещать нужно, нам нужно производить. С этим у нас плохо. Не потому что мы тупые или у нас человеческого ресурса нет. Предприниматель - он очень просто устроен. Если есть ниша, и он может в ней зарабатывать – он это будет делать. Без всяких слов про импортозамещение, программ, нацпроектов, без всякого участия в его жизни людей, которые бегают вокруг него с бумажками. А наше государство сделало так, что за последние 10 лет производство стало крайне невыгодным. Так было не всегда. В 2000-х производство развивалось. Многие из производств впоследствии были выгодны проданы иностранным компаниям. «Россия – щедрая душа» это Nestle. «Лебедянский» – это Pepsi. Фрутоняня это тоже Pepsi. Людям тогда было выгодно производить, они это делали, они создавали хорошие продукты, хорошие бренды. Потом постепенно рентабельность производства стала убиваться. 64-мя строчками неналоговых платежей, когда тебе надо все отдать на официальные платежи, на неофициальные платежи, на увеличенные производственные налоги… И это все росло-росло-росло. К тому же в 14-м году случились первые санкции, начал падать покупательский спрос, и это все привело к тому, что люди, которые занимались производством, в какой-то момент говорили: “Мое производство приносит мне 5% годовых. Деньги я могу положить в банк под 15%. В чем фишка?”. Производство – это круглосуточный труд, это ответственность за людей, это крайне сложные процессы. Заниматься производством в России сегодня невыгодно. <...> Основная причина этого, как мне кажется, это то, что показатели чиновников и все, что они делают – к реальной жизни отношения не имеет. У нас почему-то МинФин, например, может определять налоговую политику. Он превратился в ведомство, которое решает как жить предпринимателям. Которое решает, в какую отрасль надо инвестировать, а в какую – не надо. Так не получится. Для того, чтобы отрасль выросла, нужно прийти к отрасли. Прийти к отрасли – не сверху ей крикнуть “Эй! Вы живы там?”, а ножками спуститься к отрасли, взять представителей отраслевых. Не туда поехать, где тебе помощники красную дорожку постелили, траву выкрасили и слова всем раздали – что они там должны сказать на этом предприятии. В реальную жизнь нужно прийти. Понять, как эти предприятия работают, какие у них проблемы. Собрать их, сказать: “Ребят! Что вам нужно для того, чтобы ваша отрасль выросла?”. Вот это надо делать. А у нас что происходит? У нас тебе по-отечески сверху говорят: “Вот так будет”.»