Публицист Анатолий Несмиян отвечает
на вопрос, есть ли угроза со стороны России для восточного фланга стран НАТО:
«Откровенно говоря, угроза во многом надуманная. Тот факт, что российский режим агрессивен и способен существовать, только чередуя внутреннее и внешнее насилие, уже сомнений не вызывает. Развитие страны для него — закрытая опция. Поддерживать свою устойчивость он может только в рамках стратегии экспансии.
Но здесь-то и кроется основная засада. <…> Мобилизация, конечно, возможна, но тогда не будет экономики. Как это происходит, можно видеть по Украине — тотальные мобилизации и бегство населения за рубеж обескровили экономику страны, которая способна поддерживать жизнедеятельность на территории только в зависимости от внешней помощи.
России никто помогать не станет, поэтому даже нынешние изъятия из экономики по полмиллиона человек в год станут критическими буквально через два-три года. А заменять работающих иностранцами — идея не очень, так как, во-первых, не очень-то и едут, а во-вторых, есть предел сложности, выше которого иностранца просто не поставишь на рабочее место.
<…> Снижение технологического уровня и падение производительности можно компенсировать только ростом ресурсоемкости. В том числе и в плане людского ресурса. И на это наслаивается критически низкий уровень управления, которое тоже чудовищно перегружено людьми просто потому, что количеством бездарных и бестолковых управленцев хоть как-то компенсируют их ужасающе низкие компетенции.
Кстати, поэтому перейти на “армию нового типа” с дронами и роботами вместо штурмовиков-зеков тоже не выйдет <…>. Дроны — будут. А вот армии, основанной на них — нет. <…>
Запад пугает неминуемым российским вторжением по более прозаической причине — ему нужно выкроить средства на свой ВПК, который нужно реорганизовать в связи с тем, что предыдущая концепция оказались слишком нереалистичной. <…> После окончания холодной войны Запад носился с фукуямовским концом истории как с писаной торбой и на самом деле полагал, что вот оно, светлое будущее. Наступило. А потому армии больше не нужны, а нужны военно-полицейские карательные формирования для поддержания порядка на периферии. Оказалось, нет. Пока еще время армий не ушло, а значит, нужно восстанавливать то, что было свернуто и порезано, а для этого нужен образ врага».