Журналист Андрей Сапожников в издании «Новая газета» пишет:
«В 2022-м для института cultural governance в РФ началась принципиально новая эпоха, которую прежде всего отличает беспрецедентно, патологически высокое внимание государства к сферам культуры, в которые ранее оно “заглядывало” довольно редко. Неожиданно литераторы из малотиражных снобов из “Жан-Жака” перевоплотились в — ни много ни мало — настоящих инженеров человеческих душ, достойных травли, признания террористами и изъятия книг из магазинов; культовые, “забронзовевшие” музыканты начали становиться “иноагентами” и объектами дипломатических заговоров, а обслуживающие совсем уж нишево-“высоколобую” аудиторию драматурги — фигурантами резонансных уголовных дел советского пошиба. Что происходит?
В нашем контексте важно не размывать этот вопрос до погружения в причины и потенциальные последствия происходящего, но остановиться именно на его “механическом” аспекте.
Происходит не что иное, как уничтожение независимой русской культуры посредством маргинализации, травли, принуждения к лояльности, запретов, карательной цензуры, арестов, угроз, стигматизации и прочих репрессивных мер, направленных против деятелей искусств».