Издание «После.Медиа» опубликовало материал о том, какие черты авторитарного лидера близки фашистским режимам в определении философа Теодора Адорно:
«В современном обществе, где деятельность разрозненных индивидов не оказывает никакого влияния на общество и политику, внимание к отдельным личностям и роль персонажности в медиа невероятно возрастает. Мы замечаем это на примере современных СМИ и соцсетей. <…> Инфлюэнсеры помогают компаниям продавать свои товары, а зрителям дают возможность следить за своей жизнью и даже участвовать в ней. Кумирами миллионов становятся ютуб-блогеры и тиктокеры. Та же форма взаимодействия с аудиторией активно используется и в создании имиджа авторитарного лидера. <…> Подчеркивая свои человеческие качества, в том числе слабость и уязвимость, фашистский лидер позволяет построить мостик между своей аудиторией и самим собой.
<…> Президент России тоже сочетает в себе черты обычного, вполне уязвимого человека с чертами сверхчеловеческими. <…> Подчеркнутая маскулинность, голый торс Путина, полеты с птицами и погружение в самые глубокие подводные пучины, — это узнаваемый бренд российского президента. <…> Сверхчеловек Путин при этом всегда подчеркивает свое обычное человеческое, народное происхождение. Например, на последнем заседании «Валдайского клуба» Путин отметил, что вырос в простой рабочей семье и поэтому особенно хорошо чувствует, «чем живет рядовой человек» <…>.
Однако вместе с этой близостью лидер должен постоянно подчеркивать свою исключительность и даже свое одиночество, которые делают дистанцию между ним и остальными гражданами непреодолимой. <…> Одиночество Путина служит гарантом его честности и неподкупности. Согласно пропаганде, в отличие от Запада, где всем в политике заправляют различные лобби и крупные капиталы, в России именно благодаря Путину и его способности ограничить личное общение такого влияния нет.
Одиночество фашистского лидера тесно связано с его сверхчеловеческой работоспособностью: «… загрузка такая, что не позволяет иметь широкий круг друзей». <…> Впрочем, призыв к сверхчеловеческим физическим и волевым усилиям накладывается и на реалии современного капитализма. <…> Самопожертвование, на которое идет фашистский лидер ради своей страны, теперь должны проявить и рядовые граждане. <…>
Адорно указывает на особый характер фашистской жертвенности — у нее нет особой цели, кроме самой себя. Жертва ради жертвы. Государство ради государства. Война ради войны. <…>
Но ради чего все эти жертвы? Ради того, чтобы все было по-старому. Оставалось как есть. <…> А вместо солидарности компенсировать одиночество и бесперспективность жизни обычного гражданина должно полное подчинение. <…>
В путинской России желанные «историческая справедливость» или «многополярный мир» постоянно преподносятся как цели, путь к которым лежит через смерть и разрушение. Только готовность убивать и умирать является по-настоящему подлинной и чистой, тогда как все, принадлежащее к жизни, лживо и недолговечно. <…> Противостоять разрушению может лишь альтернативный универсалистский проект, основанный на солидарности угнетенных, на желании утвердить жизнь, а не на садо-мазохистской тяге к (само-)уничтожению».