Политолог Иван Крастев на Intelligence Squared говорит о том, почему текущее противостояние России и Запада не похоже на Холодную войну и какую роль сейчас играют региональные державы:
«Для европейских стран и США текущая ситуация (украинский конфликт — Полит.ру) выглядит как возвращение противостояние времен Холодной войны. <…> Русские, когда начался конфликт, хотели, чтобы весь мир думал, что это просто незначительный локальный конфликт, а для украинцев — это что-то вроде национально-освободительной или даже антиколониальной борьбы.
<…> Почему все эти нарративы и видения происходящего так перемешались, и что из этого должно выйти? Конечно, тут идёт противоборство между демократическими и авторитарными странами, безусловно, но при этом я не могу приравнять то, что происходит сейчас к периоду Холодной войны. Среди тех стран, которых президент Байден пригласил на Саммит за демократию, мало кто решил последовать примеру США и ввести санкции против России несмотря на то, что были нарушены принципы международного права.
Во-вторых, многие союзники Украины подумали, что для того, чтобы убедить лидеров африканских стран, Индию и других, то просто достаточно им напомнить, что это классическое антиколониальное противостояние, и оно не особо отличается от того, с чем вы столкнулись в прошлом. Они же ответили: “Да, возможно, но это не наши империи. Более того, многие из тех империалистических держав, с которыми мы сражались, сейчас являются вашими союзниками” <…> эти страны используют этот конфликт, чтобы утвердить свою значимость на региональном уровне <…>
Это чистой воды популизм. Эти страны (страны глобального юга — Полит.ру) хотят показать, что они важны, что у них есть суверенитет, что никто не может указывать им, что делать, что они не просто союзники одной из сильнейших держав. Подобную отстаивают не только Турция или Индия, но и, например, Казахстан. Да, они рискуют, так как весь этот активизм стран третьего мира потом может выйти им боком. Тут как раз лежит основное объяснение, почему происходящее сейчас не похоже на период Холодный войны — данная модель поведения не была свойственна для Холодной войны. Тут есть много стран, которые достаточно большие и сильные, чтобы они могут позволить себе играть в эти игры.
Я как раз думаю, что будущее международных отношений во многом будет зависеть от того, как себя будут вести региональные державы».