Политолог Вячеслав Морозов в интервью проекту «После.Медиа» рассказывает о значении новой Концепции внешней политики РФ:
«В самой меньшей степени этот документ является определяющим для собственно внешней политики России. Потому что принятие решений, особенно внешнеполитических, централизовано.
Необходимо учитывать то, что в 1990-е годы политика России была хаотична <…>. Хотя концепция изначально задавала стратегический курс во внешней политике, сам курс впоследствии очень быстро изменился.
С приходом к власти Владимира Путина концепция внешней политики стала превращаться в документ, который в первую очередь подает сигналы Западу. <…> В 2008 году, после Мюнхенской речи, выходит новая Концепция внешней политики, которая сильно меняется в своем содержании. В ней заметен поворот России к антизападной политике.
<…> «Государство-цивилизация» — это представление России о себе как о единстве разных народов, скрепленных между собой общей цивилизационной идентичностью. <…> Такая идентичность подразумевает, что есть иерархия разных групп и культур, на вершине которой находится русская культура. <…>.
Когда речь заходит о глобальном Юге, появляется антиколониальная и эмансипаторная риторика. <…> Согласно Концепции внешней политики Россия претендует на роль авангарда мирового антиколониального движения, присваивая часть советского наследия. <…>
На первый взгляд, критика американского империализма выглядит антиколониальной, но выражается она в правоконсервативных тонах, украшается цивилизационными мотивами и культурно-религиозными элементами <…>. Предполагается, что на этой основе будет выстроена какая-то глобальная солидарность. <…> Описанные идеи могут пользоваться поддержкой, в том числе среди лидеров государств глобального Юга, они имеют резонанс среди тех, кто критически настроен к либерализму, к США, НАТО, ЕС и так далее.
И в то же время под антиколониальной риторикой скрывается имперская политика России, которая прямо заинтересована в развитии системы неоколониальных отношений. Российские элиты являются прямыми бенефициарами этой системы, им хочется вернуться к такому положению дел, где серьезные парни решают все мировые дела, при этом каждый на своей собственной периферии делает все, что ему угодно.
Интересно при этом, что Концепция внешней политики России сама по себе неолиберальна по духу. <…> Центральное понятие Концепции — «справедливая конкуренция» — также используется для критики Запада, который, с этой точки зрения, конкурирует нечестно. <…>
В мире, каким его видят авторы Концепции, нет места сотрудничеству, поскольку все конкурируют со всеми и слабые в итоге подчиняются сильному. Отношение к ценностям, по существу, формальное: они нужны только для того, чтобы объединять цивилизационные агломераты. Поэтому «неолиберализм» здесь превратился в пустое означающее. <…>
Во времена Владислава Суркова Россия критиковала Запад за навязывание всем своей версии демократии. Сейчас разговор о демократии, даже «суверенной», стал совсем уж неудобен, поэтому можно покритиковать Запад за «либерализм». Как это ни смешно, но критика «неолиберализма» исходит с самых что ни на есть неолиберальных позиций».