Автор подкаста «Это Базис» Александр Замятин пишет о фигуре Бориса Кагарлицкого (внесен Минюстом в реестр иноагентов) в российской политике:
«Кагарлицкий* начал общественно-политическую деятельность еще в 1970-х и даже отбыл год в СИЗО «Лефортово» по делу «молодых социалистов» в 1982–1983 годах. Он был диссидентом левых взглядов, читал и распространял неомарксистскую литературу <…>. Во время перестройки Кагарлицкий* стал публичным политиком и избрался в Моссовет. В октябре 1993 года он активно участвовал в противостоянии с президентом Ельциным в статусе депутата Моссовета. После победы Ельцина и разгона Советов Кагарлицкий* провалился в политическое безвременье вместе с сотнями тысяч других активных граждан нашей страны.
В последующие 30 лет Кагарлицкий* так и не закрепился в какой-то политической организации или институции и остался самостоятельной фигурой. <…>
Внесистемное положение Кагарлицкого* говорит не столько о нем, сколько о самой российской политической системе, которая на институциональном уровне блокирует вход в политику активным людям, не желающим встраиваться в собранную Кремлем партийную конструкцию. <…> В свободной стране он наверняка был бы лидером крупной политической организации и депутатом национального парламента. В путинской России таким, как он, приходится самим изобретать себе политическую роль.
<…> К 2023 году Кагарлицкий* стал популярным в политическом сегменте ютуба публичным интеллектуалом. <…> «Рабкор» — не его персональный канал, его делает большая команда, там есть разные ведущие. Но Кагарлицкий* однозначно является лицом и лидером этого медиа. Если бы меня попросили в одном предложении объяснить, кем был Борис Кагарлицкий* накануне ареста, я бы сказал, что он главный редактор и лицо ютуб-канала «Рабкор». <…> Уже понятно, что жестокая атака силовиков на него мобилизовала поддерживающих его людей и стала новой вехой в его жизни.
<…> В обвинении по статье об «оправдании терроризма» формально указаны какие-то конкретные высказывания, которые сотрудники ФСБ считают подпадающими под эту статью и о которых мы пока мало знаем, потому что материалы еще не опубликованы. Однако любой человек, который хоть раз слышал выступления Кагарлицкого*, знает, что он очень аккуратно подбирает формулировки. У меня нет сомнений, что реальная причина его преследования — в его публичной политической позиции и активности канала «Рабкор», гости которого регулярно озвучивают неприятные для власти мнения. <…>
В порядке спекуляции замечу, что арест Кагарлицкого* выглядит как балансирующая мера после ареста Стрелкова. Власти важно, чтобы в обществе не было впечатления, будто взялись именно за нелояльных патриотов, потому что за нелояльность должны быть наказаны в равной степени все. Кагарлицкий* в этом смысле вполне удачная антитеза Стрелкову. При этом Стрелков, будучи гораздо более известной и обсуждаемой фигурой, пока не получил такой же широкой и громкой общественной поддержки в связи со своим уголовным делом, как Кагарлицкий*. Не случайно Кагарлицкого* решили увезти в СИЗО в далекий от его родной Москвы Сыктывкар и судить там: в Москве на его суды, без сомнения, приходило бы много людей, что всегда раздражает силовиков».
*внесен Минюстом в реестр иноагентов