Философ Аркадий Недель в издании «Актуальные комментарии» пишет:
«В начале (Хуситы – Полит.Ру) назывались “Ансар Аллах” (Последователи Аллаха) — военно-политическая группировка в Йемене, придерживающаяся шиитско-зейдитских взглядов, которая в 2004 году путем военного переворота сместила йеменское правительство и развязала продолжительную гражданскую войну, которая с определенными передышками длится уже двадцать лет. В 2011 году они заставили уйти в отставку президента страны Али Абдаллу Салеха (1947-2017), выходца из рода санхан, который тоже принадлежал религиозной конфедерации зейдитов.
Зейдитский мазхаб (термин в исламе, обозначающий “богословскую доктрину, учение”) считается “умеренным” течением в шиитском исламе, в частности, они не ждут прихода “сокрытого (аль-гаиб)”, двенадцатого имама — Махди и соответственно не разделяют эсхатологической доктрины шиитов-исмаилитов и имамитов, где Махди почитается как мессия и чье возвращение должно ознаменовать конец всех распрей внутри ислама и начало истинного правления (праведного халифата), т. е. правления Алидов.
Согласно традиции, Али ибн Абу Талиб (600-661) был зятем и ближайшим сподвижником пророка Мухаммеда, в шиизме он почитается как первый имам, сунниты же, напротив, считают его четвертым праведным халифом, похороненным близ Эль-Куфы. В исламской агиографии широко известен эпизод, когда в 632 году Мухаммед, возвращаясь на обратном пути из паломничества, остановился в деревне Гадир Хумм, где-то на полпути между Меккой и Мединой, взял Али за руку и произнес слова, часто цитируемые в качестве доказательства прямой преемственности власти: “кому я господин, тому и Али господин”.
Свое название зейдиты (аз-зайдийя) берут от имени Зейда ибн Али, сына четвертого шиитского имама, который в 739 году поднял восстание против правления династии Омейядов, подавленное через несколько месяцев. Главного бунтаря казнили распятием на кресте, его отрубленную голову отправили в подарок омейядскому халифу Хишаму, однако движение породило немало последователей, мечтавших о построении полноценного теократического государства на основе оставленных самим Зейдом представлений о предопределении (аль-кадр). Аль-кадр — термин с довольно богатой семантикой, он означает “судьбу, предначертание”, а также “ограниченное, определенное пространство”; в Коране этот термин понимается как предначертанный порядок, установленный Богом, который никто из людей не способен ни изменить, не избежать».