Научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов пишет:
«На фоне скандала с утечкой разговора офицеров бундесвера и демарша послу ФРГ в России новость о признании нежелательными организациями четырех немецких НКО, в том числе ассоциированного с СДПГ Фонда имени Фридриха Эберта* (организация признана нежелательной на территории РФ – Полит.ру), прошла малозаметно, как довесок к новому этапу ухудшения российско-германских отношений.
Между тем, придание запретительного статуса Фонду Эберта* имеет важное символическое и практическое значение. До сих пор среди всех околопартийных немецких фондов такой сомнительной чести был удостоен только ассоциированный с “Зелёными” Фонд имени Генриха Бёлля* <…>. Другие фонды столкнулись с операционными трудности в работе, что, однако, не закрывало саму возможность вести деятельность на российском направлении.
Фонд Эберта* <…> является старейшим политическим фондом ФРГ и одним из первых, начавших работать в России <…>. Достаточно сказать, что даже в меркелевские годы его бюджет был выше, чем в Фонде имени Конрада Аденауэра, ассоциированном с правящими христианскими демократами. По широте тематики своих программ он охватывал почти все чувствительные вопросы, важные для немецкого политического класса. <…> Конечно, у FES* были свои цели и задачи, однако до поры до времени они в основном стремились не быть артикулированными подчёркнуто конфронтационно к российским нарративам.
Победа СДПГ на выборах 2021 г. и назначение канцлером Олафа Шольца, казалось, давало фонду новые возможности. <…> Российская сторона выражала готовность к конструктивному сотрудничеству и справедливо ожидала встречной готовности от представителей фонда.
Однако после начала СВО руководство FES* предпочло следовать в фарватере западного политического мейнстрима, отказавшись вместе с СДПГ от наследия Вилли Брандта, которое придавало социал-демократам полезный интеллектуальный маневр во внешнеполитической экспертизе. Фонд Эберта* взял на вооружение подходы, ставшие теперь классическими для немецких организаций: отказ от диалога с официальным российскими представителями, открытая поддержка несистемной российской оппозиции <…>, стремление к вмешательству во внутренние дела, тенденциозность в определении тематики программ. Последний из опубликованных докладов FES по российской тематике фактически призывает к непризнанию президентских выборов в России. Поводов признать организацию “нежелательной” накопилось достаточно.
Печально, что, пожалуй, именно Фонд Эберта*, ассоциированный с правящей СДПГ, имел едва ли не больше всего возможностей уклониться в той или иной форме от торжества германского антироссийского нарратива и использовать свой опыт и ресурсы для диалоговых и посреднических функций как накануне эскалации украинского кризиса, так и после неё».
*организация признана нежелательной на территории РФ