В издании «Re:Russia» проанализировали состояние автомобильного рынка в России и его перспективы:
«В 2022 году было продано менее 630 тыс. новых автомобилей — против 1,5 млн в 2021-м. В натуральном выражении рынок потерял почти 60% объема, в стоимостном — половину. Продажи иномарок российской сборки упали еще сильнее (–66%), отечественных автомобилей — чуть меньше, но тоже драматически (–48%) <…>.
<…> В денежном выражении рынок в 2022 году сократился чуть меньше, только на 49% — из-за роста цен. <…> Новые иномарки подорожали в среднем на 39%, новые российские автомобили — примерно на 30%, подержанные иномарки — на 7%. Это исторический рекорд. <…>
Исследование «Технологий Доверия» предлагает два сценария развития рынка в 2023 году: базовый и оптимистичный. Согласно базовому, продажи составят 670 тыс. штук — при росте на 7%. В дальнейшем рынок будет восстанавливаться со среднегодовыми темпами 22%. В оптимистичном сценарии заложен рост на 28% уже в 2023 году и дальнейшее увеличение продаж на 18% в год. Но реализация этого сценария требует «улучшения геополитической ситуации» и одновременного расширения внутреннего производства и параллельного импорта <…>. Базовый сценарий не предполагает заметного роста внутреннего производства в ближайшее время. Так или иначе, на довоенный уровень получится выйти не раньше 2027 года. <…>
Расширение внутреннего производства после исхода ведущих мировых производителей зависит от масштабов сотрудничества с китайскими. <…> При этом китайские компании обсуждают с российскими лишь крупноузловую сборку. Полноценная локализация требует масштабных инвестиций и поддержки со стороны государства. Кроме того, более глубокая интеграция в российский рынок чревата вторичными санкциями. <…> Рычагов давления на новых партнеров у России нет, потому что больше переговоры вести все равно не с кем.
<…> В дальнейшем события могут развиваться по трем сценариям, прогнозируют в ЦБ. Спрос будет закрываться расширением производства на уже существующих площадках, что требует решения проблем с поставками комплектующих для российских производителей (расставшись с Renault, АвтоВАЗ тоже надеется завести партнеров в Китае) и создания привлекательных условий для инвесторов из «дружественных стран», в первую очередь опять же из Китая. Во-вторых, вырастет импорт — как новых автомобилей из «дружественных стран», так и подержанных. В-третьих, <…> потребителям придется продлевать сроки использования имеющихся машин, то есть заменять недостаток производства новых авто автосервисным воспроизводством. Отмечая высокий уровень неопределенности, аналитики ЦБ не исключают, что, «скорее всего, в той или иной степени реализуются все три развилки». То есть по структуре российский авторынок откатился в своем развитии на полтора-два десятилетия назад».