Обозреватель и автор канала «Events and Texts» Борис Грозовский подводит итоги совместного с Давидом Дарчиашвили доклада об импорте авторитаризма из России в Грузию:
«России при Путине не удавалось экспортировать автократию <…> в другие страны. Наоборот, она сама импортировала несколько важных особенностей своего нынешнего политического режима из Китая и Беларуси. Россия успешно взламывала и компрометировала демократические режимы, поддерживала сложившиеся автократии, но не способствовала созданию автократий. Главной неудачной попыткой в таком роде стала поддержка Януковича до 2014.
Вплоть до конца 2010-х Грузия казалась максимально неподходящей страной для импорта автократии, тем более из РФ. Ситуацию радикально изменили разнообразные связи Иванишвили с Россией и его желание остаться неформальным властителем страны.
6 основных направлений импорта Грузией автократии из РФ таковы:
1) "капитализм для своих" и state capture: на ключевые посты в государстве и экономике назначаются друзья и соратники первого лица, вполне ему подконтрольные,
2) Устранение независимых медиа <…>,
3) устранение независимых NGO (тут "Грузинской мечте", далее - ГМ, похвастаться пока особо нечем, но успех ей очень нужен: в Грузии NGO и think tanks играют значительно бОльшую в сравнении с РФ роль в плане критики режима),
4) главным врагом режима оказываются, как и в РФ, 20-30-летние, поэтому удар направлен против университетов - "рассадников либерализма". Сюда же - раскалывающее общество противопоставление "традиционных" православных ценностей и молодежной либеральной культуры, включая гендерные, сексуальные и пр. практики. <…>
5) судебная система полностью подчиняется власти - тут, в отличие от других направлений, у ГМ успех почти полный,
6) идеологическая мобилизация производится на противопоставлении Западу как врагу, который желает уничтожить суверенную Россию (Грузию). Сопротивление антизападному повороту в Грузии намного сильнее, чем в свое время в России, но власти систематически пытаются убедить население, что, например, Европа желает Грузии бед и разрушений <…>.
Несмотря на массу общих черт, ситуация в Грузии по уровню консолидации авторитаризма пока не дотягивает до российского уровня конца 2000-х. <…> Оппозиция в Грузии оружие не сложила, независимые медиа, NGO, оппозиционные партии пока действуют, хотя атака на них усиливается.
Намного более взрослая и активная по сравнению с Россией часть гражданского общества оружие складывать не собирается. А настроения населения позволяют власти притормозить присоединение страны к евроатлантическим структурам, но не развернуть процесс вспять.
Самое опасное - что давление со стороны РФ нарастает, и власти Грузии <…> этому давлению поддаются».